Нафанаил

— игумен Киевского-Михайловского монастыря, автор сборника догматико-полемических статей против униатов, известного под названием "книги о вере единой"; жил в конце XVI — первой половине XVII вв. Южно-русс по происхождению, образование получил в низшей школе иезуитской коллегии, по-видимому, не окончив ее, где "от езувитов в мале не прельщен был". Ревнуя о защите православия от иезуитского "прельщения", Нафанаил составил в Киеве около 1644 г. сборник в 30-ти главах под заглавием: "Книжицка или списание о вере Православной, о св. церкви восточной, о изряднейших правоверных артикулах, от божественного писания, путного ради случая, в гонении от нужды собрана". — "Палинодия" Захария Копыстенского, так называемая "Азариева книга о вере" и "Апокрисис" Христофора Филалета послужили главными источниками сборника (25 глав из 30-ти было взято из них). Но, верный своей задаче — дать в руки православным южно-руссам не полемическое произведение, а сборник кратких и ясных сведений о догматических вопросах, в которых православные расходятся с униатами и латинянами, Нафанаил тщательно удалял из своих источников их личный характер и сглаживал их полемические выходки.

В 1648 г. "Книга о вере" была переведена с белорусского языка на Москве, несколько дополнена и напечатана "тщательством" царского духовника Стефана Вонифатьева.

Несмотря на свой чисто компилятивный характер, "Книга о вере" имела большее значение, чем ее источники, как среди историков церкви, так в особенности, среди старообрядцев.

Старообрядческие писатели ХVІІ в., развивая свое учение о чтении 8-го члена символа веры, о двуперстии и особенно о явлении в мир антихриста в 1666 г., нашли в той же книге подтверждения своих положений. "Книга о вере" по этой причине была два раза переиздаваема старообрядцами: в 1785 г. (Гродно) и в 1876. г (Псков). Филарет, "Обзор русской духовной литературы", изд. 3-е, стр. 179; Н. Докучаев, "О так называемой "Книге о вере единой" ("Черниговские епархиальн. ведом." 1867 г. №№ 17, 18; 1868 г. №№ 8, 16, 17, 20, 21; 1869, № 3); "Русская Историч.

Библиотека" т. IV, примечания, № 29; Гр. Дементьев, "Критический разбор так называемой "Книги о вере", сравнительно с учением глаголемых старообрядцев". СПб., 1883 г.; Э. И. Калужняцкий, "Игум. Нафанаила "Книга о вере", ее источники и значение в истории южно-русской полемической литературы. ("Чтения Имп; Моск. Общ. Ист. и Древн." 1886 г., кн. IV); Материалы для истории раскола, изд. Н. Субботиным, т. VI, стр. 143; Д. Цветаев, "Литературная борьба с протестантством в Московском Государстве"; Его же, "Протестантство и протестанты в России", М., 1890 г., стр. 670—673. А. Ш—в. {Половцов} Нафанаил игум. Киево-Михайл. м-ря, авт. "Книги о вере" (около 1644). {Венгеров} Нафанаил дух. писат., р. 30 окт. 1864, еписк. Уфимский и Мензелинский. {Венгеров} Нафанаил архимандрит (в мире — Николай Кузнецкий), из мещан-евреев м. Теофильполя, Волынской губ., р. 1826, † 6 янв. 1887. {Венгеров} Нафанаил (в мире — Николай Игнат. Леадров), с. свящ., р. 30 нояб. 1813 в Рыбинском у., Яросл. губ., еп. Екатеринб. епарх., † 10 янв. 1888 в Екатеринбурге. {Венгеров} Нафанаил (в мире — Вас. Ив. Павловский), с. свящ., Шенкурского у., р. 8 мар. 1791, архиеп. псковск., † 28 июля 1849. {Венгеров} Нафанаил (в мире — Ник. Ив. Савченко), архиеп. черниговский, с. свящ. Курск. еп., † 3 мар. 1875. {Венгеров} Нафанаил (в мире — Ник. Соборов), еп., упр. Спасо-Андрониевым монастырем (1901). {Венгеров} Нафанаил (в мире—Троицкий), дух. писатель, еп. Козловский. {Венгеров}