Никандров Николай Никандрович

[1883—] — современный писатель.

Сын почтового служащего.

Образование получил среднее.

Начал печататься с 1903. Первый сборник рассказов "Береговой ветер" вышел в 1915. Основной массив произведений Н. относится к послеоктябрьскому времени.

Сб. "Береговой ветер" отличается революционными устремлениями.

В период подготовки пролетарской революции Н. формировался как писатель-реалист, отражавший жизнь рабочей семьи, быт политических ссыльных.

В своих рассказах Н. дал психологическую характеристику персонажей, показал давящие условия царской России.

После Октября основной темой Н. стала жизнь мещанства в пореволюционной действительности.

Имея первоначально целью изобличение мещанской стихии, Н. на деле гипертрофирует силы мещанства, выпуская из поля своего зрения подлинно новые явления революционной действительности.

Мещанство представлено писателем непобедимой силой. В качестве носителя мещанской морали у Н. выступает гл. обр. женщина, интересующаяся лишь вещами и любовными перипетиями, независимо от своей классовой принадлежности.

Влияние женщин-самок, хозяек на мужей, по Н., всегда сильнее влияния общественной среды. Если раньше Н. давал сложный социально-психологический облик персонажей, то теперь он характеризует человека лишь со стороны биологической.

Обращаясь к изображению капиталистической России (сборник "Весельчаки"), Никандров сумел раскрыть убожество буржуазной морали.

Но критикуя последнюю, он не опровергает ее художественным показом новых отношений и представлений людей, а, наоборот, доказывает в своих произведениях якобы активную, действенную силу этой морали и при новых условиях.

Подчеркивание биологического начала в человеке проводится Н. и в цикле морских рассказов и повестей ("Морской атаман" и др.). Реалистическое изображение действительности в ранних произведениях Н. сменяется в дальнейшем авантюрно-приключенческим и натуралистическим.

Ряд произведений Н. (см. напр. "Рынок любви") — образчик бульварной беллетристики.

Изобразитель мещанства, Н. является и выразителем его. Библиография: I. Береговой ветер, Pассказы, Кн-во писателей, М., 1915; Диктатор Петр, Рассказ, альманах "Недра", кн. II (М., 1923); Всем утешение, там же, кн. VI (М., 1925); Любовь Ксении Дмитриевич, там же, кн. VII (М., 1925); Собр. сочин., 5 тт., изд. "Моск. т-ва писателей", М., 1928—1929 (т. I — Весельчаки, Рассказы, изд. 4-е; т. II — Все подробности, Рассказы, изд. 7-е; т. III — Рынок любви, Повесть, изд. 4-е; т. IV — Скотина, Повести, изд. 2-е; т. V — Путь к женщине, Роман, изд. 2-е); Морской атаман, изд. "Молодая гвардия", М., 1930; Мирные жители, изд. "Моск. т-ва писателей", М., 1931, и др. II. Полонский В., "Летопись", 1916, III; Журов П., "Красная новь", 1923, IV; "Бюллетень книги", 1923, IV (о "Береговом ветре"); Рашковская, "Русский современник", 1924, III; О. К., "Новый мир", 1925, II (о "Рынке любви"); Правдухин В., "Красная новь", 1925, III; Л., "Новый мир", 1925, VI; Лиров М., "Печать и революция", 1925, V (о "Всем утешение"); Зорин А., "Правда", 1925, № 221; Войтоловский Л., "Новый мир", 1926, III (о "Любви Ксении Дмитриевны"); H. H., "На литературном посту", 1927, XIII; Фиш Г., "Звезда", 1927, X; Красильников В., "Октябрь", 1927, № 8 (о "Пути к женщине"); Д укор И., "На литературном посту", 1927, № 19; Тиц Н., "Красная новь", 1927, № 10 (о "Весельчаках"). III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, Москва-Ленинград, 1928. В. Красильников. {Лит. энц.}