Никифор I митрополит Киевский

— митрополит Киевский.

По происхождению грек. Родом из Суры Ликийской (в Малой Азии). Прислан в Россию Константинопольским патриархом.

В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь "ученый" и "простой", ревностный к своему делу. При нем Русская Церковь прославлена несколькими знамениями любви небесной: ознаменовали себя многими чудесами перенесенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары.

По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор был человек, ревностно заботившийся о благе своей паствы.

После него сохранилось несколько письменных посланий и поучений.

Свои поучения, по незнанию русского языка, он не произносил сам, а, написавши их по-гречески, поручал переводить их и произносить в церкви.

Замечательным является его "Поучение в Неделю сыропустную в церкви ко игуменам и ко всему иерейскому и диаконскому чину и к мирским людям". Причина, побудившая митрополита написать это поучение, заключалась не только в сознании своего пастырского долга, но и в обычае Церкви Греческой перед наступлением поста предлагать особое поучение своей пастве.

В поучении в Неделю сыропустную митрополит Никифор призывает слушателей к покаянию и исправлению в наступающие дни поста и показывает, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста, в частности, предостерегает от пьянства.

Тон поучения, равно как и всех его посланий, показывает в митрополите Никифоре умного и осторожного человека, который, поучая людей и указывая на их пороки, в то же время опасается оскорбить кого-либо и войти в неприязненные отношения.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти — апрель 1121 года (см. т. 2, с. 135)). Труды: Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств // Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. — М., 1815. — Ч. 1, с. 59—75 (1-е послание по сп. XVI в. ГИМ, Синод, собр., № 496 с вариантами по другим спискам);

Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 219—222. Послание от Никифора, митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси, сыну Всеволодову о разделении Церквей на восточную и западную ("Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине...") // Памятники российской словесности XII века. — М., 1821, с. 157—163. Послание о латинянах к великому князю Ярославу ("Послание от Никифора митрополита Киевского всея Русский земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех") // Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 218—219; 564—568. Поучение митрополита Никифора в неделю сыропустную // Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994— 1997. — Т. 2, с. 222—224; 569—571. Послание митрополита Никифора о латинах к неизвестному князю // Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 216—218; 560—564. Литература: Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 66. Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). — М., 1878 (1875). Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 2, с. 16; Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994— 1997. — Т. 2, с. 135, 216—224, 240, 242. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 1, первая половина, с. 287, 857, 858. Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. — СПб., 1878. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 1. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 407. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 28—30. Летопись по Ипатьевскому списку // Изд. Археографической комиссии. — 2-е изд. — СПб., 1908, № 8. См. также: Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. Православное обозрение. — М., 1870, январь, с. 105. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1646. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 21 (кн. 41), с. 84. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 11, с. 336. Колесов В. В. Никифор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 278—279.