Никодим Лебедев

(в миру Николай Арсеньевич) — архимандрит, ректор семинарии, родом из Костромской губернии, обучался сначала в костромской семинарии, потом в Спб. дух. академии, товарищ по VІІ акад. курсу киевского митр. Платона, окончил академию в 1827 году. Еще на студенческой скамье 20 ноября 1825 г. пострижен в монашество и произведен в иеродиаконы; по окончании курса со степенью магистра сделан иеромонахом и определен инспектором и профессором церковной истории и греч. языка в костромскую семинарию; в мае 1829 г. произведен в игумены Луховского Николаевского монастыря. 12-го окт. 1829 года перемещен в Спб. дух. академию бакалавром богословских наук, проходил здесь одно время должность библиотекаря и исправлял должность инспектора. 11-го августа 1830 г. определен ректором и профессором богословских наук в новую саратовскую семинарию, а 19-го сент. того же года произведен в архимандриты.

В Саратове проходил также должность члена консистории и цензора проповедей; 30-го ноября 1832 г. определен настоятелем Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. 29 апреля 1833 г. переведен ректором в иркутскую семинарию и здесь назначен настоятелем иркутского Вознесенского монастыря, сделан членом консистории и цензором.

В 1840 г. переведен в ректоры пермской семинарии с совмещением и здесь вышеозначенных должностей, а в сентябре 1842 г. Перемещен на ректорство в тамбовскую семинарию с настоятельством в Козловском Троицком монастыре.

В 1845 г. Н. вызывался на чреду священнослужения в Петербург и пробыл там два года, а в 1847 г. назначен ректором тверской семинарии и настоятелем тверского Отроча монастыря. 31 марта 1852 г. уволен от дух. учебной службы и назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря черниговской епархии, где и скончался 21 января 1854 г. Как видно, служебная карьера о. Никодима была неудачна.

Он известен и как писатель.

Во время студенчества в издававшихся при Спб. Академии книжках "Некоторые упражнения студентов VII курса" напечатаны его работы: "Слово в день Преображения Господнего" (т. I, стр. 211), "Взгляд на постепенное раскрытие пророчеств о мессии" (т. II, стр. 159, магистер. дисс.), "Не имеют ли иудеи права, на основании пророчеств, ожидать мессию — царя земного?" (II, 295). Затем известны его: "Три слова, говоренные в Иркутске, СПб., 1841 г.". "Слова на разные случаи;

Спб., 1847 г."; "Слова, говоренные в тверском Отроче монастыре в 1848— 1850 гг."; "Описание Иркутского Вознесенского первоклассного монастыря". Подробный обзор деятельности о. Никодима см. y архим. Иеронима, "История пермской духовной семинарии", ч. III, Пермь, 1877 г., стр. 219—227; упом. y Филарета, Обзор русск. дух. литер., изд. 3-е, стр. 473; А. С. Родосский, Биографич. словарь студентов первых XXVIII курсов.

Спб. Дух. Акад., СПб., 1907 г.; у И. А. Чистовича, История Спб. дух; Академии (в числе бакалавров); "Отрочь монастырь в городе Твери", Тверь, 1894 г. (в числе настоятелей);

Колосов, История тверской дух. семинарии.

Б. Т—в. {Половцов}