Никодим Селлий

(или Целлий) — монах Александро-Невского монастыря.

Он был датчанин по происхождению, родился в 1695 г. в Голштинии, в Тондерне, в лютеранстве назывался Адам Бурхард Селлий.

После предварительного образования на родине он завершил его в иностранных университетах, изучая преимущественно сначала медицину, а потом богословие, философию, словесность.

Между прочим, в Иене он слушал лекции знаменитого протестантского богослова Буддея.

Кажется, к этому времени относятся его первые сомнения в истинности лютеранства.

Около 1722 года Селлий переселился в Россию, где тогда радушно встречали образованных иноземцев, и в скором времени сделался учителем латинского яз. в Карповской школе Феофана Прокоповича в Петербурге.

Прослуживши здесь три года, он уехал в Москву, где был учителем гимназии, а затем опять вернулся в Петербург и состоял сначала при академии наук, а потом учителем латинского языка и смотрителем александро-невской семинарии (1734—1737 гг.). Православие он принял лишь в конце жизни, получив имя Нестора в 1744 г. (30 окт.), а 27 марта 1745 г. пострижен в монашество с именем Никодима.

Жил он последние годы в Александро-Невской лавре, где и скончался 7 дек. 1745 года. С самого приезда в Россию, познакомившись с русским языком, Селлий начал заниматься русской историей.

Первым плодом этих занятий была напечатанная в 1736 г. в Ревеле на лат. языке книжка: "Schediasma litterarium de scriptoribus, qui historiam politico ecclesiasticam Rossiae scriptis illustrarunt", вышедшая впоследствии в 1815 г. в русском переводе под заглавием: "Каталог писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную российскую историю". Другое сочинение его: "Историческое зерцало русских государей", от Рюрика до Елизаветы, написанное на лат. языке стихами, напечатано не в подлиннике, а в переводе на русский яз. тоже стихами, сделанном после смерти Селлия, в первой части Древней Росс. Вивлиофики 1773 г. Третье сочинение Селлия — De Rossorum Hierarchia libri quinque", т. е. о русской иерархии, —в подлиннике не напечатано, а напечатано впоследствии в русском переводе, войдя в первую часть "Истории российской иерархии" митроп.

Евгения.

Есть еще ненапечатанные сочинения Селлия: "Словарь всех чудотворных Богородичных икон", "Віbliotheca medico-chirurgica", "Записки путешествий" по немецким землям, написанные на нем. языке и разные другие записки.

Рукописи эти хранятся в Спб. дух. академии.

Биография Селлия — в рус. пер. 1815 г· "Каталога писателей"; Словарь истор. о писателях дух. чина митр. Евгения, т. II; Филарет.

Обзор рус. дух. литературы; A. Hадеждин, История спб. дух. семинарии, СПб., 1885 г., стр. 2. Описание рукописей Никодима в каталогах библиотеки Спб. дух. академии.

Б. Т-в. {Половцов} Никодим Селлий (в миру Адам Бурхард) — писатель, родом датчанин, по первоначальному вероисповеданию лютеранин, воспитанник Йенского университета.

В Россию прибыл в 1732 г., сначала занимался преподаванием латинского языка в Александро-Невском духовном училище, потом был его инспектором (1734—37). Незадолго до смерти принял православие, под именем Николая, затем монашество, с именем Никодима.

Умер в 1746 г., на 51 году от роду. Труды его: "De Russorum hierarchia quinqae libri; "Schediasma litterarium de scriptoribus, qui historiam polilico-ecciesiasticam Rossiae scriptis illustrarunt (Ревель, 1786; на русский язык переведено в Москве, в 1815 г., под заглавием: "Каталог писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную российскую историю") и "Зерцало историческое государей российских", оставшееся в рукописи (в латинских стихах; русский перевод Амвросия помещен в "Древней Российской Вифлиофике).

В. Р—в. {Брокгауз} Никодим Селлий — Монах Александро-Невского Монастыря, ныне Лаврою именуемого, родился в Датском городе Тендере, что в Шлезвиге, воспитан в Исповедании Лютеранском и назывался Адам Бурхард Селлий; с детства обучался в своем отечестве; а потом в разных иностранных Университетах и сперва склонность имел к Медицине, а после к Богословским наукам.

Кроме прочих Докторов Богословии слушал он в Иене уроки славного Богослова Франциска Буддея, который, по признанию самого Селлия, первый подал ему сомнение о истине Лютеранского учения; и поелику любопытство его не удовольствовалось обыкновенными школьными доказательствами, то решился он Богословские исследования свои отложить до времени, а между тем занялся Философией и Словесными науками.

Потом, возвратясь в свое отечество и там имев прения с разными Богословами, утвердился в сомнениях об отечественном Исповедании своем. Около 1722 года приехал он в С.-Петербург и, спустя несколько времени, определился Латинским Учителем в Школе, заведенной в С.-Петербурге Архиепископом Феофаном Прокоповичем на Карповском Новогородском Подворье.

Пробыв в должности сей 3 года, поехал он в Москву; там несколько времени исправлял Учительскую должность в Гимназии; а после, возвратясь в Петербург, жил при Академии Наук. Когда с 1736 года учреждена была в Александро-Невском Монастыре Семинария, то он вступил в Учительскую должность при оной. Однакож был там недолго; в 1741 году Граф Лесипок предложил ему при себе Секретарское место, которое он и принял.

Но, склонен будучи к уединенной и спокойной жизни, скоро оставил он и сию службу, а определился опять в Александро-Невской Монастырь и жил уже в оном до смерти.

С самого приезда своего в Россию, едва только приобучился он Русскому языку, то первое внимание обратил на Летописи Русские и вообще на Русскую Историю.

Байер, С.-Петербургский Академик, известный своими разысканьями Древностей наших, имел его иногда своим сотрудником.

Селлий делал выписки из всего того, что находил в России напечатанное и рукописное, и собирал также все книги Европейские, которые писаны, или хотя что-нибудь упоминали о Российской Истории.

Первым плодом сих трудов его была небольшая, но любопытная для нас книжка, напечатанная на Латинском языке 1736 г. в Ревеле под названием Schediasma Literarium de Scriptoribus, qui Historiam Politico-Ecclesiasticam Rossiae acriptis illustrarunt., т.е. Литературная Записка о Писателях, объяснивших сочинениями своими Политическую и Церковную Историю Российской.

В сей книжке по алфавиту исчислил он почти всех чужестранных и Русских писателей (исключая только Византийских и среднего века Латинских), писавших до его времени хотя нечто о России.

Число сих писателей с означением их сочинений и изданий простирается у него до 164, не считая безыменных.

Сие небольшое, но для охотников драгоценное сочинение посвятил он Сенатору Александру Львовичу Нарышкину.

Оно издано уже и на Российский язык 1815 г. в Москве в 8 долю листа. Другое также краткое сочинение его Историческое Зерцало Российских Государей от Рюрика до Императрицы Елисаветы Петровны писано на Латинском языке, и притом стихами, для удобнейшего затверждения учащимся, с приложением нескольких Хронологических и Родословных Таблиц.

Но оно напечатано не было подлинником; а по смерти уже его переведено в Российские стихи Александро-Невской Семинарии Учителем Амвросием (который был после Архиепископом Московским) и Гавриилом (после Митрополитом Киевским) и посвящено от имени Семинария Государыне Императрице Елисавете Петровне.

Сей перевод напечатан в 1-й части Древней Российской Вивлиофики первого издания 1773 г. и в XVI части 2-го издания.

Но где остался подлинник, неизвестно.

Список перевода есть и в библиотеке Академии Наук между рукописями в листе. При оном приплетена любопытная рукопись, содержащая Родословие Российск.

Великих Князей, собранное из разных печатных и рукописных Авторов, веры достойных, Лаврентием Хулерихом, Короля Леопольда I Священником и Священно-Римского Государства Герольдом, 1673 г. Третье важнейшее сочинение Селлиево, писанное также на Латинском языке, есть De Rossorum Hierarchia, т.е. о Российской Иерархии, в 5-ти книгах.

В 1-й заключаются всеобщие сведения о Иерархии нашей, а в прочих частные по всем Епархиям, как-то: о степенях Архиереев Российских в древние, средние и новейшие до него времена, о Патриархах, Митрополитах Всероссийских и Местных, Архиепископах, Епископах и прочих Иерархах поименно в каждой Епархии, с Хронологическим означением их постановления и пребывания; также о Епархиях, бывших временных и давно уже упразднившихся, о Соборах Российских и по делам Российской Церкви в других Землях бывших, о знатнейших Российских Монастырях и их Настоятелях, о всех Российских Училищах, о Святых и о Мучениках Российских и прочее.

Под каждой из сих статей указаны тщательно все те источники, из коих Селлий выбирал их. Все то доказывает как достоинство сей книги, так и чрезвычайный труд самого сочинителя.

Подлинник достался покойному Преосвящ.

Амвросию, убиенному Архиепископу Московскому, а по кончине его Н.Н. Бантышем-Каменским положен в Государственный Московский Архив, где и ныне находится.

Рубан при издании своего Московского Любопытного Месяцеслова на 1776 г., в статье о Митрополитах Киевских, пользовался подлинною книгой Селлиевою и на него ссылался; а при издании Истории Российской Иерархии книга сия вся вошла в 1-ю часть оной. Есть по разным библиотекам и Русский перевод подлинника Селлиева в рукописях.

В Московском Архиве Иностранной Коллегии есть еще его подлинный Словарь всех Чудотворных Богородичных Икон и несколько записок, принадлежащих к Истории о Монастырях Российских; а в библиотеке С.-Петербургской Александро-Невской Академии находится собственноручная Селлиева, недоконченная однакож, книга вчерне, под названием Bibliotheca Medico-Chirurgica. Она есть нечто иное, как указание Писателей и книг, по всем Медико-Хирургическим предметам.

Из нее видно, что Селлий имел обширные познания и в Медицинской Словесности.

Там также находятся собственноручные его Записки Путешествий по Немецким землям.

Они писаны инде на Латинском, инде на Немецком, а более на Датском языке. В сих Записках находятся между прочим описания многих Немецких Церквей, Приходов родословные Пасторов и проч. Селлий, углубившись, так сказать, в Российскую Церковную наипаче Историю, давно имел намерение и усыновить себя Российской Церкви; но, по причине переменных обстоятельств жизни своей, не мог того исполнить до 1744 года, в котором уже совершенно на сие решился, и при обращении своем, из уважения к Преподобному Нестору, первому Летописателю Российскому, захотел назвать себя его именем.

Чрез год постригся в Монашество, в коем наименован был Никодимом; а в 1746 г. скончался и погребен в Александро-Невском Монастыре.

Пред кончиною завещал он Духовному отцу своему, Префекту Амвросию (бывшему попом Архиепископом Московским), собрание свое Русских Летописей и иностранных книг, касающихся до России, причислить к Семинарской библиотеке, а Записки свои, также выписки из печатных и письменных книг сжечь. Но Духовник, в точности исполнив первое, не счел за долг исполнять последнего, и все его Записки, переплетши в книги числом больше пятнадцати, поставил в той же Александро-Невской Училищной библиотеке, где они и доныне обретаются.

Между ними находится много таких старинных, хотя и простонародных тетрадок, коих в других местах сыскать трудно. {Болховитинов} Никодим Селлий (или Целлий; в лютеранстве Бурхард Адам) — монах Александро-Нев. лавры, учитель семинарии, ученый историк и археолог, род. в Голштинии 1695 г. в Тондерне; в Пб-ге с 1732 г., в православии с 30 окт. 1744 г.; в мон. с 27 марта 1745 г., † того же года, 7 дек. {Половцов}