Нобель Людвиг Эмманулович

— известный нефтепромышленник; род. в Стокгольме в 1831 г., умер в Канне в 1888 г. Отец Н., инженер Эммануил Н., имел в СПб. собственный механический завод и дал своему сыну прекрасное техническое образование.

Дело своего отца Н. продолжал с редким успехом и своей полной энергии и труда деятельностью оказал нашей отечественной промышленности неоценимые услуги.

В период последней русско-турецкой войны на заводе Людвига Н. не только в самые короткие сроки исполнялись различные заказы для нашей полевой артиллерии, но нередко блестящим образом разрабатывались и самые образцы для полевых орудий.

С осени 1876 г. Н. стал заниматься новым, находившимся в ту пору у нас еще в зачаточном состоянии, делом — нефтяной промышленностью, и достиг в этом деле блестящих результатов.

До Н. сырая нефть и керосин с места добычи на заводы обыкновенно доставлялись в бочках на арбах; такая хлопотливая перевозка обходилась очень дорого; цена бочки, напр., увеличивала стоимость керосина на 40 коп. с пуда. Полученный на бакинских заводах керосин обыкновенно отправлялся из Баку в эмалированных бочках почти исключительно на парусных судах к устьям Волги, где перегружался в речные суда и отправлялся в Нижний Новгород, оттуда развозился по разным местностям России.

Такая примитивная организация нефтяного промысла была причиной того, что бакинские заводчики не могли выносить конкуренции америк. керосина без возвышения на него пошлины.

Ознакомившись ближе с русскими нефтяными богатствами на Апшеронском полуострове, Н. сразу понял все значение, которое нефтяная промышленность должна иметь в России, если ее организовать согласно требованиям современной техники, и он употребил всю свою несокрушимую энергию, чтобы создать рациональное устройство нашей нефтяной промышленности.

Достигнутые Н. результаты превзошли всякие ожидания.

Н. заменил живую силу для перевозки нефти с промыслов на заводы трубой и паровым насосом, организовал перевозку готовых нефтяных продуктов по Каспию и Волге в наливных железных пароходах и баржах, а по жел. дорогам — в вагонных чанах (цистернах); заменил прежние земляные ямы, служившие для склада нефтяных продуктов в бочках, железными резервуарами.

Вследствие этих нововведений, а также вследствие разных технических приспособлений, примененных им при самой обработке нефти, русский керосин не только совершенно вытеснил из России американский, но и явился сильным конкурентом последнего на заграничных рынках.

По примеру Н., открытой им наливной системой для перевозки керосина теперь пользуются и американцы.

В настоящее время товар. бр. Н. представляют самую значительную из всех русских нефтепромышленных фирм. В 1891 г. завод товар. получил 36 млн. пд. нефти, выработал 17 млн. пд. керосина и 1? млн. пд. смазочных масл; вывоз с завода в означенном году составлял более четверти общего вывоза.

Товар. Н. имеет резервуары во всех значительных городах России, целый флот собственных пароходов и парусных судов для морской наливной перевозки и вагоны-цистерны на всех почти рельсовых русских путях. За выдающиеся заслуги в техническом и промышленном деле Технологический института присвоил Н. звание инженера-технолога. {Брокгауз}