Новиков Анатолий Георгиевич

(р. 05.08.1942) — спец. по метафилос., культурологии, политологии, филос. теории бытия, теории познания и филос. вопросам математики; д-р филос. наук, проф. Род. в наслеге Октемцы (Якутия).

Окончил механико-матем. ф-т Томского гос. ун-та (1969). По окончании ун-та работал асс. кафедры матем. анализа и дифференциальных уравнений Якутского гос. ун-та. Окончил асп. кафедры филос. Том. гос. ун-та (1975). Работал на кафедре филос. Якут. гос. ун-та: асс., ст. преп. (1983—1985), доц. (1985—1990), ст. н. с. (1990—1992); с 1992 — проф. Являлся директором Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия).

В наст.вр. — зав. кафедрой политол.

Якут. гос. ун-та, проректор по науч. работе Арктического ин-та культуры и искусств, одним из создателей проекта к-рого он является.

Канд. дисс. — "Категории прерывного и непрерывного и их методологическая роль в научном познании" (1982). Докт. дисс. — "Возникновение теоретического знания в математике (философско-гносеологический анализ)" (1992). Н. — акад. Между-нар. академии информатизации (1994), акад. ООН (1994), член Академии Северного форума, член-корр. Сибирского отделения Академии наук высшей школы. В работах Н. по филос. вопросам математики исследуются проблемы предмета и специфики матем. знания, критерии его теоретичности, вопросы социокультурной обусловленности; предлагается концепция генезиса математики, показывается многовариантность перехода математики от эмпирич. стадии к теор.; анализируются мировоззренч. и соц.-культурный аспекты построения теор. математики; предлагается гносеол. критерий распознавания "начала" матем. теории.

В посл. вр. преобладающее большинство трудов Н. посвящены мировоззренч. и об-щеметодол. проблемам и в своем единстве раскрывают объективный образ совр. науки, техники и соц. реальности.

Этот многоаспектный образ, считает Н., лежит в основе нового мировоззрения человечества.

Его своеобразные воплощения имеются у разных наций и этносов.

Н. начал иссл. по ранее нетронутой теме — менталитету народа саха, до сих пор остающемуся вне поля зрения общественности.

Он является одним из зачинателей изучения основ традиц. мировоззрения народа саха с науч. т. зр. на кафедре филос. ЯГУ. Так, разрабатывая проблему мифологич. сознания, феномен шаманизма, Н. утверждает, что последний не м.б. полностью отождествлен с религией, считая шаманизм не столько культурол., сколько природным явлением.

Н. выявил общие черты мировоззрения народа саха с филос. и естественно-науч. картины мира, имеющейся у др. народов, и в то же время обнаружил много специфических черт этого мировоззрения.

Результаты своих иссл. в этой обл. он изложил в ряде публикаций, а также на двух междунар. конф. по шаманизму (1992) и по нар. педагогике (1993), на XIX Всемирном филос. конгрессе (1993) и Междунар. конф. "Якутия на рубеже двух веков: укрепление государственности" (1996). Будучи директором Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), Н. активно участвовал в разработке концепт. основ экон., полит. и соц. развития республики.

Н. опубликовал несколько уч. пос. по филос., истории филос., методол. науки и логике, к-рые получили широкое признание в Якутии и за ее пределами.

Н. является активным организатором филос.-методол. иссл. в Северо-Вост. регионе РФ. Разнообразие исследуемой филос. проблематики, глубокий анализ мировоззренч. основ народа своей республики, творч. интенсивность в сочетании с продуктивной организаторской науч. и соц.-политол. деятельностью Н. вызывает большой интерес к его творч. В наст. вр. Н. продолжает работать над созданием уч. пос. по политол. и соц. филос., в круг его науч. интересов входит дальнейшая разработка концепции человека и менталитета, гос. устройства, полит. филос. Интенсивная ред.-изда-тельская деятельность Н. способствует созданию филос. сообщества Республики и широкому диалогу мыслителей, формированию якутской филос. школы, истоки к-рой восходят к известному якут, философу А.Е.Мординову. [Подробнее о творч. Н. см.: Л.И.Филиппова "Библиография докторов наук". Якутск, 1999. С. 18.] Соч.: Категория непрерывности в "Критике чистого разума" Канта // Вопросы методологии наук. Вып.4. Томск, 1974; Категории непрерывности и прерывности в "Науке логики" Гегеля // Проблемы общественных наук в работах молодых ученых.

Ч.2. Томск, 1976; Прерывное и непрерывное (материалистическая диалектика). [В соавт.]. Киев, 1983; Философские проблемы обоснования математики // Программы спецкурсов по общественным наукам.

Якутск, 1988; НА.Бердяев о новых категориях бытия: технике, машине // Русская философия и духовная культура современности.

Тезисы. Кн.2. Иркутск, 1991; Философия.

Уч. пос. Якутск, 1991; Человек и компьютер: новые взаимоотношения в обучении философии // Вопросы непрерывного образования специалиста.

Якутск, 1991; Философские проблемы возникновения и начального этапа развития математики.

Красноярск, 1992; Духовное возрождение шаманизма // Полярная звезда.

Якутск, 1992, Мб; Мое философское прочтение "Улуу Кудансы" П.А.Ойунского // Там же. 1993. № 4; Логика в специальных парадоксах. [В соавт.]. Якутск, 1993; Духовность — критерий мировоззрения народов Арктики // Языки, культура и будущее народов Арктики.

Ч.1. Якутск, 1993; Н.А.Бердяев — самобытный представитель русской философии.

Якутск, 1994; Философия Древнего Востока (история философии).

Уч. пос. Якутск, 1994; Лекции по философии науки. Ч.2. Якутск, 1996; О менталитете саха. Якутск, 1996; Философия в мире знания, техники и веры. СПб., 1997; Роль и место интеллигенции в общественной жизни на пороге XXI века // Интеллигенция и общественно-политическая жизнь. Материалы конференции.

Нерюнгри, 1999; Опыт педагогической рефлексии субъекта образования // Вопросы преподавания философии и общественных наук. Сб. науч. трудов.

Якутск, 2001; Политология.

Учебно-методический комплекс.

Якутск, 2001.