Ольховс Евгений Григорьевич

[18(30). 11.1888, с. Разрытые Корсики Рославльского у. Смолен. губ., ныне Смолен. обл. — 30.9.1972, Ленинград] — арт. оперы (баритон) и оперетты, педагог. муз.-общ. деятель.

Засл. арт. РСФСР (1939). Образование получил в Смолен. духовной семинарии, затем в Орлов. гимназии.

В 1906—10 обучался на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Одновременно работал статистом в Итал. опере (здесь слушал пение Т. Руффо), брал уроки пения у Е. Ряднова.

В 1910—12, работая в Тифлисе пом. присяжного поверенного, продолжал занятие в местном Муз. уч-ще у Ряднова.

В 1911 в присутствии С. Рахманинова исп. неск. его романсов и был удостоен похвалы композитора.

В 1912 дебютировал на оперной сцене в Одессе (антр. М. Багрова), в 1913—14 выступал в Тифлис. опере, в 1914—19 — в петрогр.

Т-ре муз. драмы. В 1919—31 солист ГАТОБа (дебютировал в партии Фигаро — "Севильский цирюльник" Дж. Россини), одновременно принимал участие в спектаклях МАЛЕГОТа, в 1931—48 солист этого же т-ра. Создал ряд ярких муз.-сцен. образов. 1-й исп. партий: Типа ("Фронт и тыл"), Евгения Листницкого ("Тихий Дон"), Директора ("Мать" В. Желобинского), Счастливого игрока ("Пиковая дама" П. Чайковского, сценарий и текст Вс. Мейерхольда и В. Стенича); в СССР — Панталоне ("Любовь к трем апельсинам"), Даниэлло ("Джонни наигрывает"). Лучшие партии: Онегин, Елецкий, Веденецкий гость, Мизгирь ("Снегурочка"), Дон Жуан ("Дон Жуан"), Невер, Ренато, Меркуцио.

Др. партии: Рангони, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Роберт ("Иоланта"), Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Светлейший Бес ("Черевички"), Елецкий, Гарин и Беппо ("Каморра"); Валентин ("Фауст"), Альберт ("Вертер"), Марсель и Шонар ("Богема"), Жермон, Граф ди Луна, Малатеста, Сильвио, Альфио, Зурга, Каскар, Эскамилио, Януш, Петроний, Шарплес, Вольфрам;

Жифляр, Свербеев.

Роли в опереттах: Маркиз де Корневиль ("Корневильские колокола" Р. Планкета), Ян ("Нищий студент" К. Миллекера), Ферфакс ("Гейша" С. Джонса), Октав ("Ева" Ф. Легара), Су Хонг ("Желтая кофта" Ф. Легара), Боккаччо ("Боккаччо" Ф. Зуппе), Роберт ("Герцогиня Герольштейнская" Ж. Оффенбаха), Поста ("Там, где жаворонок поет" Ф. Легара).

Партнеры: М. Бочаров, Р. Горская, В. Грохольский, И. Ершов, М. Максакова, К. Петраускас, Ф. Шаляпин.

Пел п/у В. Дранишникова, Д. Похитонова, С. Самосуда, Б. Хайкина, Г. Якобсона.

Талант певца высоко ценили Ф. Шаляпин, неоднократно избиравший его своим партнером в "Севильском цирюльнике" (1919—22), писатель Л. Андреев.

В годы гражданской войны неоднократно выступал с концертами на фронте, в 1924 гастролировал в Берлине, в 1934 участвовал в шефской поездке на Дальний Восток.

По инициативе певца в Ленинграде при Малом оперном т-ре была создана молодежная группа, где он преподавал; также являлся одним из создателей ленингр.

Нар. конс. С 1948 преподавал в Ленингр. конс. (с 1962 проф.). Ученики: Ю. Барсов, В. Гринченко, В. Копылов.

Б. Лушин, Ю. Марусин, К. Плужников, А. Седов, О. Серов, В. Тимохин, В. Трофимов, Э. Хиль. Вел активную общ. деят-сть. До революции был делегатом съездов РТО, после 1917 — один из организаторов петрогр.

Союза сцен. деятелей и его первый секретарь, член худож. совета ГАТОБа и Акад. капеллы, с 1937 зам. пред. секции мастеров оперных т-ров Ленингр. отд. ВТО. Соч.: Николай Аркадьевич Большаков // Муз. кадры (Л.). 1949. № 12. 27 ноября;

Народная артистка РСФСР Софья Преображенская. — Л., 1950; Выступление польских артистов II Ленингр. правда. 1951. 27 ноября; "Иван Болотников" // Там же. 1951. 16 дек.; Большой путь: Юбилей проф. К. С. Исаченко // Муз. кадры (Л.). 1952. № 6; Вопросы вокальной методики // Вестник Ленинградской ордена Ленина консерватории. — Л., 1952. № 1. С. 254— 261; Всесоюзное вокальное совещание в г. Ленинграде // Муз. кадры. 1954. № 1. 26 янв.; З. П. Лодий // Зоя Лодий. — Л., 1956. С. 6—18; "Бал-маскарад", новая постановка Театра оперы и балета им. С. М. Кирова // Ленингр. правда. 1957. 6 марта; Творческий отчет А. К. Александровича // Муз. кадры (Л.). 1960. № 12; Концерт Киры Изотовой // Веч. Ленинград. 1960. 31 окт.; Задачи вокальной педагогики на современном этапе // Муз. кадры (Л.). 1966. № 9; Вступ. статья к кн.: Пальмеджани Ф. Маттиа Баттистини. — М.; Л., 1966. Лит.: XXV лет сценической деятельности Е. Г. Ольховского. — Л., 1938; Евгений Григорьевич Ольховский // Календарь знаменательных и памятных дат по Смоленской области на 1968 и 1969 годы. — Смоленск, 1968. С. 17; Барсов Ю. Наши юбиляры.

С восьмидесятилетием! Е. Г. Ольховский.

И. И. Плешаков // Муз. кадры (Л.). 1968. 16 марта; Яковлев С. М. Смоляне в искусстве. — М., 1968. С. 130—135; Некролог // Сов. культура. 1972. 12 окт.; Лесс Ал. Л. Титта Руффо. — М., 1983. С. 51.