Омельченко Николай Викторович

(р. 26.06.1951) — спец. по филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Семипалатинской обл. (Казахстан).

Окончил филос. ф-т МГУ (1978), асп. того же ф-та (1981). С 1982 — асс., ст. преп., доц. кафедры соц. филос., с 1996 — декан ист.-филос. ф-та Волгогр. гос. ун-та, с 2000 — декан ф-та филос. и соц. технологий этого ун-та. Докт. дисс. — "Первые принципы философской антропологии" (1997). Действ. чл. Академии гуманит. наук. В работах О. исследуются актуальные проблемы филос. человека.

Предназначение филос. антропологии усматривается в со-прояснении и со-творении сущности че-ловеч. бытия. Дух человека трактуется как совокупность (внутр. и внешн.) устойчивых универсальных отношений индивида с миром. О. указывает помимо смертного на бессмертное начало в человеке.

Так, мысля бесконечность с помощью универсалий, человек демонстрирует свой бесконечный принцип, или бессмертное начало.

О. обосновывает необходимость построения гуманист. филос. антропологии.

Ее метафиз. основания, в частности, предполагают, что природа, Космос понимается как causa sui, как natura naturans, как natura sapiens, а сам человек рассматривается как микрокосм и homo creans. О. предлагает "светскую теологию" с ее исходной посылкой "Бог есть бытие" в качестве эвристически эффективной филос. религии.

О. считает, что именно любовь придает высокий эвристический потенциал филос. и науч. поиску, только разум, проникнутый любовью, способен к открытию сущности бытия. Др. словами, любовь вразумляет.

Продолжая хайдеггеровскую аналитику Ничто, О. говорит об объективном характере ничтожащего действия Ничто, при этом методика противостояния смерти м.б. построена на фундам. настроении любви. В работах О. отмечается, что филос. по самой своей природе гуманистична и демократична: она обращена к человеку и доступна всем, у кого имеется разум. Диалог — суть филос., когда он есть размышление, устремленное к истине.

Филос. понимается и как терапия человеч. духа. Соч.: О первых принципах философской антропологии (на англ. яз.) // Anthropology of Consciousness [Антропология сознания]. 1995. Vol.6. № 2 (США); Эвристические возможности светской теологии // В. Волгогр. гос. ун-та. Сер.4."История, философия". 1997. Вып.1; Первые принципы философской антропологии.

Волгоград, 1997; Любовь как эвристический принцип (на англ. яз.) // Twentieth World Congress of Philosophy. Abstracts. Boston, 1998; Ценности философского образования // В. Волгогр. гос. ун-та. Сер.6."Университетское образование". 1998. Вып.1; Контуры новой философии человека // Современная парадигма человека.

Межвуз. научный сб. // Саратов, 2000.