Онуфрий раскольник

— раскольник, основатель существовавшей некоторое время секты "аввакумовщины" или "онуфриевщины". Подробных биографических сведений об Онуфрии не имеется.

Известно лишь, что он был иноком в Соловецком монастыре, вместе с другими монахами монастыря остался упорным последователем старопечатных книг, а после осады монастыря и изгнания оттуда старообрядцев удалился в Нижегородскую область, на реку Керженец, где, неподалеку от г. Семенова, у деревни Хворостиной, основал в 1677 году новый скит. Скит быстро приобрел большое значение в глазах старообрядцев, благодаря тому, что Онуфрий сумел устроить так, что вся милостыня, на которую обыкновенно и существовали скитские старцы, направлялась в скит Онуфрия, а уже отсюда распределялась между другими скитами.

Скиты чувствовали свою зависимость от Онуфрия и влияние его на Керженце, а отсюда и в остальном старообрядческом мире было очень велико.

В 1690 годах скит Онуфрия сделался местом больших разногласий и раздоров между старообрядцами вследствие разного отношения их к известным тогда в расколе письмам знаменитого протопопа Аввакума.

Письма эти, в которых Аввакум вел полемику с другим раскольничьим учителем диаконом Федором, проникли на Керженец и в ските Онуфрия нашли много последователей, которые восприняли еретические взгляды Аввакума и стали их распространять среди старообрядческого населения Керженских скитов.

Главные уклонения от основных догматов православия, проповедовавшиеся Аввакумом и воспринятые Онуфрием и его последователями, заключались прежде всего в учении о пресвятой Троице, будто она трисущна, рассекается на три равные естества и все три лица имеют особое седание, а Иисус Христос "сидит на престоле, соцарствуя св. Тройце", как особый Бог. Кроме того, Онуфриане учили неправильно и о воплощении.

Письма Аввакума, в которых высказывались подобные мнения, подверглись особенному "почитанию"; в них видели источник особенной благодати, ввели их чтение за богослужением, почитали и самого Аввакума, написали его изображение и поклонялись ему. Все это вызвало протест со стороны других старообрядцев и в 1693 году собрался первый собор против Онуфрия и его последователей; их долго убеждали, но безуспешно.

В 1706 году собрался второй собор в присутствии известного старообрядческого начетчика и писателя — инока Евфросина, но и этот собор был безрезультатен.

Между тем, все старообрядчество заинтересовалось этим спором, против Онуфрия появились письменные обличения, наконец, в 1708 году собрался новый собор с целью предать Онуфрия и его последователей анафеме, в случае упорства.

Онуфрий согласился отречься от писем, но условно: "аще в них (письмах Аввакума) обрящется противность церкви, то и мы оные не приемлем". Такое условное отречение не было, однако, собственно отречением и уже в следующем 1709 году был созван четвертый собор против Онуфрия.

Онуфрий и его последователи на этот раз сдались и решили письма "отложить", отреклись от них и написали об этом особое соборное определение.

Впрочем, онуфриевщина актом отречения самого Онуфрия далеко не прекратилась: она успела распространиться в Брынских лесах и во многих местах ростовской епархии, и после смерти Онуфрия понадобилось в 1717 году новое отречение его последователей от еретических мнений Аввакума.

В остальном онуфриевщина мало отличалась от других раскольничьих беспоповщинских толков: последователи Онуфрия принимали попов только дониконовского поставления и в волновавшем тогда старообрядство вопросе о самоистреблении держались довольно уклончиво, хотя, по-видимому, сочувствовали "самоубийственным смертям". Умер Онуфрий в своем Керженском ските в 1716 году. Субботин: "Материалы для истории раскола" (СПб., 1888), VIII, 238—353; Есипов: "Раскольничьи дела XVIII столетия" (СПб., 1863), II, 228—259; "Христианское чтение", 1897, вып. VII, стр. 93—94; "Нижегородские Епархиальные Ведомости", 1865 г., № 16, стр. 26, 32, № 20, стр. 22, 31—32; Андрей Иоаннов (Журавлев): "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках" (4 изд., СПб., 1831) 176—180; Макарий: "История русского раскола" (СПб., 1855) 288—291; Смирнов: "Внутренние вопросы в расколе и XVII веке" (СПб., 1898), (по указателю): "Истор. Вестн." 1884, т. ХVIII. Е. Лихач. {Половцов} Онуфрий, раскольник — инок, один из учредителей раскольничьей белокриницкой или австрийской иерархии.

Возведенный в сан браиловского епископа, он принимал видное участие во всех раскольничьих церковно-иeрархических делах. В 1860-х годах был послан в Москву, где сделался инициатором наделавшего в свое время много шума "окружного послания", которое разделило поповцев на окружников и противоокружников.

Вскоре после этого О. примкнул к единоверцам, отказался от епископского сана и поселился в Никольском монастыре, где и умер в 1894 г., 78-ми лет от роду. {Брокгауз} Онуфрий, раскольник — старец, раскольник, основатель секты "аввакумовщины" или "онуфриевщины". О. был иноком в Соловецком монастыре; остался упорным последователем старопечатных книг, а после осады монастыря и изгнания оттуда старообрядцев, удалился в Нижегородскую область, на реку Керженец, где, неподалеку от г. Семенова, у деревни Хворостиной, основал в 1677 г. скит. В 1690-х гг. здесь происходили большие раздоры между старообрядцами вследствие различного отношения их к письмам протопопа Аввакума.

Онуфрияне видели в письмах Аввакума источник особенной благодати, ввели их чтение за богослужением, почитали и самого Аввакума, написали его изображение и поклонялись ему. Все это вызвало протест со стороны других старообрядцев.

В 1693 г. собрался первый собор против О. и его последователей; их долго убеждали, но безуспешно.

В 1706 г. собрался второй собор в присутствии известного старообрядческого начетчика и писателя — инока Евфросина, но и этот собор был безрезультатен.

В 1708 г. собрался новый собор с целью предать О. и его последователей анафеме, в случае упорства.

О. согласился отречься от писем, но условно: "аще в них (письмах Аввакума) обрящется противность церкви, то и мы оные не приемлем". В 1709 г. был созван четвертый собор. Онуфрий и его последователи на этот раз сдались, отреклись от писем и написали о том особое соборное определение.

Онуфриевщина актом отречения самого Онуфрия не прекратилась: она распространилась в Брынских лесах и во многих местах ростовской епархии.

После смерти Онуфрия (в 1716 г.) понадобилось, в 1717 г., новое отречение его последователей от еретических мнений Аввакума.

В остальном онуфриевщина мало отличалась от других раскольничьих беспоповщинских толков: последователи О. принимали попов только до-никоновского поставления и в волновавшем тогда старообрядство вопросе о самоистреблении держались довольно уклончиво, хотя, по-видимому, сочувствовали "самоубийственным смертям". См. Н. Субботин, "Материалы для истории раскола" (VIII); Есипов, "Раскольничьи дела XVIII стол." (СПб., 1863, т. II); П. Смирнов, "Внутренние вопросы в расколе в XVII веке" (СПб., 1898). {Брокгауз}