Пасынков Лев Павлович

[1886—] — советский писатель.

Род. в семье железнодорожника в Ростове-на-Дону. В 1907 окончил железнодорожное училище.

Работал техником на Владикавказской жел. дороге.

В качестве фельетониста сотрудничал в газете "Донская речь" и "Приазовский край". Печатался в "Летописи" М. Горького, "Ежемесячном журнале" В. Миролюбова.

С первых дней Октября — на стороне советской власти.

Вел организационную работу среди национальных меньшинств Северокавказского края, участвовал в газете "Советский Юг". Написал ряд работ по этнографии Сев. Кавказа.

Имеет звание научного работника по истории материальной культуры Востока.

Первые рассказы П., опубликованные в 1906 ("Был город", "Поезд смерти", изд. "Народная мысль", Ростов-на-Дону), выражали интеллигентский протест против реакционно-мещанских настроений, усилившихся после 1905. В ряде рассказов, написанных с 1920 по 1925, П. ставил вопросы советского хозяйственного строительства ("Сарана", "Два памятника", "Ислам Иван Кучак", "Богатый Мустафа"). Лит-ую известность П. получил как автор "Голубого цветка" [1925], "Заповедных вод" [1927], "Человека в лесу" [1932], "Тайпы" [1933]. Отталкиваясь от традиционных штампов экзотической буржуазной литературы, Пасынков стремится к реалистическому изображению действительности.

В противовес поэтизации "экзотической" отсталости Кавказа в буржуазной литературе П. стремится дать реалистическое изображение жизни народов Кавказа, показать сложный процесс перестройки отсталых народностей в условиях развития социалистической революции.

Но к реалистическому изображению П. подошел не сразу. Первоначально он создал романтическое повествование о жизни горцев — "Голубой цветок". Авантюрно-романтический сюжет, интерес к экзотическому материалу характерны для "Голубого цветка". Позднее, в романе "Заповедные воды", Пасынков перешел к натуралистическому изображению явлений.

Роман переполнен материалом этнографическо-эмпирического порядка.

Картины жизни и быта рыбаков Приазовья, разложение патриархальных отношений воспроизведены в романе с подчас излишней детализацией; сюжет страдает статичностью.

По мере того как успешнее развертывалось социалистическое строительство, Пасынков стал глубже понимать происходящее и давать реалистическое его изображение.

Последние произведения Пасынкова — "Человек в лесу" и особенно "Тайпа" — показали рост писателя.

В образе Астемира Чандурова П. да я черты нового человека.

По-новому поставил и осветил П. старые обычаи отсталых народностей.

Так, Астемир Чандуров порывает со своим другом — стражником Мата, ибо их дружба была основана на старом обычае куначества.

Новое, более богатое чувство классовой интернациональной солидарности вытесняет прежний обычай куначество.

Стремление использовать богатый краеведческий материал вызвало у П. повышенное внимание к внешней стороне быта и событий и привело его к детальному выписыванию этнографического колорита; поэтому в произведениях П. — громаднейшее разнообразие бытовых картин, событий.

Большое место занимает в произведениях П. пейзаж, что связано с преобладавшей в творчестве П. натуралистической, этнографической зарисовкой жизни. От декоративного пейзажа Дагестана ("Голубой цветок") П. переходит к созданию реалистического пейзажа.

Библиография: I. Мужицкий памятник, Повесть для юношества, изд. "Буревестник", Ростов-на-Д., 1925; Ханук и Меджид, Повесть, изд. то же, Ростов-на-Д., 1926; Голубой цветок, Роман, Гиз, М. — Л., 1927: Атаман Серьга, Роман, изд. "ЗиФ", М. — Л., [19281; Дети гор, Роман, издание 2-е, то же, М. — Л., [1928]; Заповедные воды, Роман, Гиз, М. — Л., 1928; Тайпа, Роман, изд. "ЗиФ", М. — Л., 1930; То же, изд. "Московского т-ва писателей", М., 1933; Человек в лесу (По лесогорьям Кавказа), ГИХЛ, М. — Л., 1932; Огневей, изд. "Советская литература", М., 1934. II. Гольцев В., "Печать и революция", 1927, VI; Фиш Г., "Звезда", 1927, IX; Бенни Як., "Октябрь", 1929, VII; "Новый мир", 1927, XII (отзывы о "Голубом цветке"); Юргин П., "Печать и революция", 1928, VI; Николаев Я., "На литературном посту", 1928, Х; Гольцев В., "Новый мир", 1928, Х; Зингер М., "Известия ВЦИК", 1928, 6 мая (отзывы об "Атамане Серьге"); Полякова М., "Печать и революция", 1928, II — III; "Октябрь", 1929, VII; Морозов М., "Литературная газета", 1929, № 9 (отзывы о "Заповедных водах"): Амалатбек, Колумбы от литературы, которые Америки не открыли, "Революция и горец", 1932, № 2—3 (40—41); Шаумян, "На подъеме", Ростов-на-Д., 1932, VI (ответ на предыдущую рецензию);

Оружейников Н., Очерк на службе пролетариата. "Художественная литература", 1932, XIII—XIV (отзыв о "Человеке в лесу"). III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), том I, Москва — Ленинград, 1928. В. Щербина. {Лит. энц.}