Павел III митрополит Сарский

(Петр) — митрополит Сарский, Подонский (Крутицкий).

До монашества был священником и протопресвитером в церкви Сретения "на сенях у царя" в Москве.

Овдовев, принял монашество в Московском Спасо-Преображенском (Новоспасском) монастыре.

С 1659 года — архимандрит Московского Чудова монастыря. 22 августа 1664 года хиротонисан во епископа Сарского с возведением в сан митрополита.

В период междупатриаршества (1658—1667) трижды был местоблюстителем патриаршего престола, о чем упоминается в эпитафии на смерть митрополита Павла: "Между патриаршества трикратно вверенный". В разное время управлял другими епархиями: Казанской, Рязанской и Вятской (об этом говорит Симеон Полоцкий в своем "Слове по преставлению Павла"). Хотя митрополит Павел в целом поддержал реформы патриарха Никона, отношения между ним и патриархом были сложными.

Уже в 1660 году патриарх Никон обвинил митрополита Павла в попытке отравить его. Специальное расследование не нашло никаких улик против митрополита Павла. Однако во время Собора 1666—1667 годов патриарх Никон отказался в присутствии Крутицкого митрополита вести разговор с царем и восточными патриархами, приехавшими в Москву, обвиняя владыку Павла, а также митрополита Новгородского Питирима в том, что они хотели его не только отравить, но и удавить.

В 1664 году царь Алексей Михайлович послал митрополита Павла к патриарху Никону за патриаршим посохом.

Но патриарх возвращать посох отказался и прямо заявил владыке Павлу: "Тебя я знал в попах, а в митрополитах не знаю, кто тебя в митрополиты поставил — не ведаю!" В то же время владыка Павел активно боролся со старообрядцами — Никитой Константиновым Добрыниным (Пустосвятом), священником Лазарем, боярыней Феодосией Морозовой, диаконом Феодором, неоднократно лично допрашивал протопопа Аввакума ( см. Житие протопопа Аввакума.

ГПБ, собр. Титова, № 2344, л. 118—137 об.). Митрополит Павел принимал участие в Соборе 1666—1667 годов, встречал прибывших в Москву восточных патриархов — Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, читал им приветственную речь. Вместе с тем он отказался подписать принятый на Соборе акт о низложении патриарха Никона из-за содержавшихся в нем указаний на подчиненное положение патриарха по отношению к царю. В дальнейшем митрополит Павел покаялся в своем упрямстве, но был подвергнут серьезному наказанию — отрешен от блюстительства патриаршего престола, ему было временно запрещено совершать богослужения.

Скончался 9 сентября 1675 года. Погребен в Новоспасском монастыре.

Митрополит Павел был высокообразованным человеком, имел значительную для своего времени библиотеку (149 печатных и рукописных книг), в которой были книги на латинском, польском и греческом языках.

С 26 июня 1667 года по 17 марта 1675 года возглавлял Печатный двор. В числе близких друзей митрополита Павла был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий (у 1680), который писал для него речи и поучения (владыка Павел был известен как хороший декламатор), переводил для Павла речи восточных церковных иерархов, приезжавших в Москву, посвятил Павлу несколько стихотворений и эпитафий, помещенных в "Вертограде многоцветном" и "Рифмологионе". На похоронах митрополита Павла Симеон произнес обширную речь. В этой траурной речи, сообщив краткие биографические сведения об умершем, Симеон Полоцкий дал ему такую характеристику: "Книжным сущым он бе отец, дом его пристанище... Ту бо не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных трудностях Священного Писания, ту состязания философская совершахуся, ту недоведомых разрешения содевахуся, даже во правду леть бяше дом его училище мудрости именовати, трапезу его — трапезу богословофилософскую нарицати". В 1668 году митрополит Павел купил себе дом в Крутицах, который вскоре становится своеобразным культурным центром.

Рядом с домом он разбил сад в голландском стиле, с фонтанами, устроил для ведения ученых споров специальные беседки, украшенные надписями (например, "Труд с покоем"). Когда в 1674 году ему было поручено осуществлять надзор за переводом Библии с греческого языка, он поселил в этом доме переводчиков во главе с Епифанием Славинецким.

Современники писали о владыке Павле, что он, "яко Филадельф оный, семдесятным переводником устрой домы вне града Египта, в месте, глаголемом Фара, тако и сей устрой", имея в виду историю создания Септуагинты.

Однако идея перевода Библии далеко не продвинулась (переведен был только Новый Завет), так как в 1675 году почти одновременно скончались Епифаний Славинецкий и сам митрополит Павел. Помимо надзора за переводом Библии, митрополит Павел руководил работой по исправлению знаменного пения, собрав для этого так называемую Вторую комиссию (1669—1670). Итогом ее трудов явилось "Извещение о согласнейших пометах", одним из авторов и редакторов которого был Александр Мезенец, монах Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, справщик певческих книг. В предисловии к "Извещению" Александр Мезенец сообщает, что царь Алексей Михайлович "повелеша богомолцу своему Паулу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы..." Митрополиту Павлу принадлежит ряд грамот и писем, касающихся внутрицерковных дел и его многочисленных вкладов в монастыри и храмы: о строительстве при Костромском Успенском соборе придела во имя Феодора Стратилата (1665); в Колесникову пустынь — о строительстве там новой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с ее подробным описанием (1674); к Вологодскому архиепископу Симону — с просьбой приготовить склад для зерна, присланного в Вологду Федором Ртищевым (1671); в город Сундырь — дьяку Алексею Земцову.

Владыка Павел написал Завет архимандритам Новоспасского монастыря — духовное поучение, связанное с очередным вкладом в монастырь.

Ему принадлежит также поздравительная речь, прочитанная им еще в бытность архимандритом Чудова монастыря (1660) и обращенная к архимандриту Игнатию.

В 1673 году митрополит Павел составил духовное завещание, которое представляет собой обширное прощальное послание, обращенное ко всем христианам, с нравоучениями и указаниями, как необходимо жить православным.

По поручению митрополита Павла Федор Константинов написал Чиновник, где подробно сообщается о событиях, связанных с пребыванием восточных патриархов в Москве.

Труды: Речь ответная чудовского архимандрита // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791. — Ч. 2, с. 369—370. Грамота в Колесникову пустынь // Ярославские губернские ведомости. — 1853, № 41. Часть неофициальная, с. 412—413. Письмо к Вологодскому архиепископу Симону // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 г. — Вологда, 1860, с. 369—370. Духовное завещание (ГИМ, Синодальное собрание, № 684, л. 468—482). Опубликовано С. А. Белокуровым.

К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского // Христианское чтение. — 1866, № 3—4, с. 593—619. Грамота в г. Сундырь дьяку Алексею Земцову // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1894. — Кн. 3, с. 170—174. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 3, с. 245—249, 257, 259, 265, 796. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888. — Т. 4, с. 168—169; т. 13. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 237. Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. — СПб., 1882, с. 221. Евгений (Болховитинов), митрополит.

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. — СПб., 1827. — Т. 2, с. 143—144; т. 1, с. 180—181. Сахаров И. П. Исследование о русском церковном песнопении // Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1849. — Т. 61, с. 172—179. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. — М., 1846—1847; 1846, с. 12—14. Ундольский В. М. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского // Временник Общества истории и древностей российских: в 25 т. — М., 1849—1857; 1850. — Т. 5, отд. 3, с. 65—75. Татарский И. А. Симеон Полоцкий: его жизнь и деятельность.

Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII в. Иерофея Татарского. — М., 1886, с. 108—111. Майков Л. Н. Очерки из истории Русской литературы XVII и XVIII столетий. — СПб., 1889, с. 39, 48, 49 (Симеон Полоцкий).

Соловьев Н. А. Сарская и Крутицкая епархии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1894, кн. 3, с. 84—91. Леонид (Кавелин), иеромонах.

История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876. Белокуров С. А. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского, где напечатаны: 1) Слово при погребении Павла; 2) Хартия Новоспасского монастыря архимандрита Иосифа о пожертвованиях митрополита Павла; 3) Духовное завещание митрополита Павла // Христианское чтение. — СПб., 1886, № 3—4, с. 593—619. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 163,1036. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 40. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М.. 1908, с. 396, 427. Московский кафедральный Чудов монастырь. — М., 1896, № 9, с. 61. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884. — Кн. 1, № 222. Деяния Московского Собора 1666—1667 гг. // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 5, № 162 (материалы для истории раскола).

Выходы патриаршие // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846— 1875. — Т. 5, № 26. Чин избрания и возведения на патриаршество Новгородского митрополита Питирима // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 6, № 58. Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 г.). — М., 1844, с. 424. Стихи надгробные Павлу, митрополиту Сарскому на греческом языке и в славянском переводе // Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: в 3 отд. // А. Горский, К. Невоструев. — М., 1855—1917; 1862. — Отд. 2, ч. 3, с. 215—218, 250. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 2, с. 387. Православный собеседник. — Казань, 1910, октябрь, с. 466—468. Исторический вестник. — СПб., 1886, июнь, с. 622. — 1900, февраль, с. 796—797. Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, № 2, с. 190. — 1904. — Кн. 2, с. 558. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1728. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 13, с. 73—75. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 22-а (кн. 44), с. 545—546. Зиборов В. К., Яковлев В. В. Павел // Словарь книжников и книжности в Древней Руси. — СПб., 1998. — Вып. 3, ч. 3, с. 4—8.