Перцев Александр Владимирович

(р. 06.08.1954) — спец. в обл. истории заруб. филос. XIX—XX вв., истории полит. идей, переводчик филос. литературы; д-р филос. наук, проф. Род. в Нижнем Тагиле.

Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1976). С 1976 по наст. вр. работает на филос. ф-те того же ун-та: асс., ст. преп., доц., проф.; с марта 1995 — декан. Канд. дисс. — "Противоположность диалектико-материалистических и философско-антропологических принципов социального познания" (1981); докт. дисс. — "Пролетарский позитивизм: политическое инобытие философии" (1992). Действ. чл. РАЕН (1998). Исполнительный директор 2-го Росс. филос. конгресса (Екатеринбург, 1999). Вице-президент Росс. филос. об-ва (1999). Уже в канд. дисс, посвященной иссл. филос. антропологии в ФРГ, П. изучал "инобытие" филос. в жизни об-ва, воплощение филос. идей в политике и культуре.

В монографии 1990 ("Австромарксизм, позитивизм и рабочее движение", в соавт.) впервые показана социалистич. ориентация представителей "второго позитивизма" и Венского кружка.

В работе "Типы методологий историко-философских исследований" (1991) осн. течениям в филос. поставлены в соответствие разл. типы жизненных стратегий человека.

В работах П. обосновывается представление об истории филос. как антро-пологич. и гуманистически ориентированной дисциплине, предметом изучения к-рой выступают не идеи, а люди и их отношения.

Философствование — лишь одна из составляющих жизни мыслящего человека, неотрывная от др. и всегда переплетающаяся с ними. Вся филос., включая онтологию и гносеологию, есть специфическое обоснование и оправдание жизненной стратегии мыслителя, несущее на себе отпечаток его индивидуальности.

В то же время филос. учение есть выражение индивидуально-неповторимого отношения мыслителя к нар. менталитету.

Онтол. и гносеол. образы всегда выражают и это отношение.

Ментальность народа не должна конструироваться умозрительно, а воссоздаваться с помощью особых методик, на документальной основе.

П. отстаивает понимающий метод в ист.-филос. иссл., в посл. вр. применяемый им для изучения ментальной истории России и проблем толерантности.

Переводы П.: Ясперс К. Философская автобиография // Западная философия: итоги тысячелетия.

Екатеринбург—Бишкек, 1997; Брюнинг В. Философская антропология // Там же; Слотердайк П. Критика цинического разума.

Екатеринбург, 2001. Соч.: Герменевтика, плюрализм и неофрейдизм // Герменевтика: история и современность. [В соавт.]. М., 1985; Австромарксизм, позитивизм и рабочее движение. [В соавт.]. Екатеринбург, 1990; Позитивистский социализм, или судьба одной утопии. [В соавт.] // Общественные науки. 1990. № 4; Типы методологий историко-философского исследования.

Екатеринбург, 1991; Западный университет: философия жизни и философия образования // Урал. 1991. № 4; Врачующая философия К.Ясперса // Западная философия: итоги тысячелетия.

Екатеринбург, Бишкек, 1997; Н.Гартман: немецкий рационализм после Канта и Гегеля // Там же; Философия толерантности // Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт. Екатеринбург, 2000. Ч.2; Философия как веселая наука // В. МГУ. Сер. "Философия". 2000. № 3.