Перец Ицхок Лейбуш

[1851—1915] — еврейский поэт, новеллист, драматург и публицист.

Род. в Замостье Люблинской губ. Получил традиционное религиозное воспитание.

С ранней юности увлекался еврейским просветительством ("Гаскала"), знакомился с европейской литературой, в особенности с Берне и Гейне, влияние которых остро чувствовалось в его поэзии и публицистике.

Дебютировал в 1875 стихотворениями на гебраистском яз. в журн. "Hasachar". В 1886 опубликовал в гебраистском сб. "Haasif" первую серию новелл и поэму "Современные мотивы" (Minginojs-hasman), где он выступал в защиту еврейского яз. (idis). В 1888 напечатал свою первую большую поэму на еврейском яз. "Моnis" (Мониш), где он в несколько фантастической форме показал процесс преодоления еврейским юношей своего синагогально-религиозного мироощущения и приобщения к реальной земной жизни. Этот процесс выявлен на фоне усиливавшегося распада старого патриархального быта. П. вошел в литературу в период ликвидации пережитков феодализма и обострения борьбы между рабочим классом и капитализмом в сравнительно развитой в индустриальном отношении Польше.

Своеобразие этих процессов в еврейской среде, выраженное в мировоззрении радикальной националистической мелкобуржуазной интеллигенции, определяло творческий путь П. В его творчестве получила яркое выражение вся противоречивость эволюции этой интеллигенции, отражавшая полную противоречий действительность еврейской мелкой буржуазии на пути от патриархального уклада к капитализму, а тем более в сложных условиях разорения еврейской мелкой буржуазии под напором развивавшегося капитализма, роста еврейского рабочего движения, революции 1905 и последовавшей за ней столыпинской реакции.

Писатель-классик, создавший особое литературное направление, сочетавшее реализм с романтизмом, резко отличавшееся от направления других классиков еврейской литературы (в 80-х гг.) — Менделе Мойхер-Сфорим и Шолом-Алейхем, — П. на протяжении всего своего литературного пути был не только поэт и беллетрист, но и активный общественник, воспитатель литературного поколения.

Каждый этап его общественной деятельности был теснейшим образом связан с соответствующим этапом его творческого пути. Отдав дань в юности просветительской борьбе против пережитков еврейского средневековья и общинных заправил, П. очень скоро сознал необходимость борьбы за те или иные формы существования в условиях капитализма.

В конце 80-х и в начале 90-х гг. доминирующим началом в его творчестве являлся мотив крушения под влиянием капитализма патриархальных отношений и целостного синагогально-религиозного сознания.

Помимо упомянутой уже поэмы "Monis" этот мотив получил свое развитие в ряде произведений П. Поэма "Возница", окрашенная романтической тоской по прошлому, в сущности реалистически повествует ? том, как развивающийся капитализм уничтожает старые хозяйственные отношения: железная дорога, лишив еврейские местечки старых источников дохода, тем самым взорвала старый быт. В первой серии новелл писателя выявлен кризис сознания ешиботской молодежи, приобщившейся к просветительству ("Венера и Суламифь", "Янкель-пессимист" и др.). Этим мотивам также посвящен ряд "Очерков путешествия по провинции", явившихся результатом участия П. в экспедиции по обследованию положения обедневшего и разоренного еврейского местечка.

Торжество капитализма стало источником разорения мелкобуржуазных масс. Этот процесс Перец отразил в своем художественном творчестве и отчасти в своей публицистической деятельности.

С 1891 он издавал вместе с Я. Динезонрм сб. "Еврейская библиотека" (Di idise bibliotek). Просветительство, направленное против пережитков средневековья, здесь уступило место радикально-буржуазному просветительству на базе капитализма.

Однако продолжавшийся процесс пауперизации масс, с одной стороны, и рост рабочего движения — с другой, помогали П. осознавать беспочвенность своего радикального просветительства на данном этапе. В центре его внимания становятся рабочие массы. В 1894—1896 он вместе с Д. Пинским и М. Спектором издавал серию адресованных уже гл. образом к еврейским рабочим так наз. "Праздничных листков" (Jontev bletlaeh), чрезвычайно популярных в те годы среди еврейских рабочих и сыгравших на первом этапе развития еврейского рабочего движения значительную агитационную роль. В середине 90-х гг. П. создал значительную серию социально заостренных рассказов и поэм, где мотивы социальной обездоленности ("В подвале", "Посыльный", "Бонця-молчальник" и др.) и антиклерикального изобличения ("Der streimel") перерастали в мотивы еще неоформившегося стихийно-революционного протеста ["Нравоучение" (Muser), поэмы "У чужого подвенечного платья", "Три швеи", ставшие популярными песнями среди еврейских работниц, и другие]. Однако, несмотря на то что просветительски-публицистическая деятельность П. той эпохи, как и его социально заостренные рассказы и поэмы объективно играли в те годы положительную роль в деле просвещения еврейских рабочих масс, П. в них по существу отразил далеко не пролетарский протест, а лишь социальное недовольство радикальной мелкобуржуазной еврейской интеллигенции в условиях нарастания революционной волны и приближения революции 1905. С середины 90-х гг. в поэзии П. наряду с социальными мотивами активизировались интимные и национально-религиозные мотивы, а в его прозе начали доминировать "хасидские мотивы" и мотивы идеализированного национально-религиозного прошлого.

В области разработки социальных тем Перец лишь немногим поднимался над идейным уровнем народнических просветительских мелкобуржуазных писателей.

Большого мастерства он достиг именно в своих "Хасидских новеллах", опубликованных в 1897—1902 и затем в годы столыпинской реакции, и в "Народных сказаниях" о жертвенной героике национально-религиозного прошлого, первая серия которых написана в 1903—1904. Эти мотивы Перец продолжал культивировать и в годы реакции в форме символико-мистических драм ["На цепи" (In polis of der keit), "Золотая цепь" (Di goldene keit), "Ночь на старом рынке" (Banacht af dem altn mark, 1907—1913)]. В этих произведениях с особенной остротой вскрылись корни творчества Переца — идеолога националистической еврейской мелкой буржуазии — и вся противоречивость эволюции еврейской радикально настроенной националистической мелкобуржуазной интеллигенции.

Если в 40—60-х гг. еврейские просветители — Аксенфельд, частично Менделе Мойхер-Сфорим и в особенности И. Липецкий — разрабатывали хасидские мотивы в плане изобличительном, то П. отталкивался от их изобличительно-сатирической направленности, — он создал художественно-значительную реалистическую новеллу, содержащую объективистские реалистические зарисовки старого религиозного хасидского быта ["Хельмский меламед" (Der chelmer melamed), "Семейный мир" (Solem-bais), "He даром говорят: "сумасшедший"" (M''sagt: "mesuge" — gloib), "Сумасшедший разгильдяй" (Der mesugener batlen) и др.]. Но этот объективизм с самого начала базировался на противопоставлении религиозно-этически углубленной прошлой патриархальной жизни аморальности и душевной пустоте современного буржуа, торгаша или обслуживающей его буржуазной интеллигенции.

Этическую идейную деградацию буржуа, его душевную пустоту он изобличал через возвеличение национально-религиозного сознания в прошлом ("Четыре поколения — четыре завещания" — "Vir dojres — vir zawpes"; "Bсe меньше и меньше" — "Wos amol weiniker"). Так. обр. его реалистич., формально-объективистский, по существу положительный показ распадающегося национально-религиозного быта, утверждение национально-религиозного сознания были направлены, с одной стороны, против нигилизма просветителей в отношении национально-религиозного прошлого, а с другой стороны, изобличали буржуазное сознание.

Но это обращение к прошлому как в. целях ревизии буржуазных и мелкобуржуазных просветителей, сыгравших прогрессивную роль, с одной стороны, так и для изобличения "аморального" капитализма — с другой, было с самого начала глубоко порочно.

Плодотворное углубление воззрений просветителей и критика капитализма возможны были конечно лишь с позиций класса, идущего на смену капитализму, а не с позиций класса деградирующего.

Неудивительно, что Перец от реалистической новеллы о распадающемся бы те переходил к символистическому опоэтизированию религиозно-национального прошлого.

Его "Хасидские мотивы" и "Народные сказания" уже до революции 1905 стали предметом подражания целого поколения мелкобуржуазных националистических писателей, а в годы реакции — знаменем всей националистической буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции, поспешившей сменить вехи и отвернуться от революции.

Апологетика национально-религиозного прошлого в этих произведениях перерастала в утверждение избранности еврейского народа, его мессианизма, "духа Израиля". В 1904—1906 П. продолжал быть близким к революционному движению.

Он читал лекции для рабочих, пытался создать еврейский рабочий университет.

И в годы реакции он неоднократно высказывал свои симпатии рабочему движению и социализму.

Но все это являлось лишь противоречием мелкобуржуазной действительности, выражением бессилия мелкобуржуазного протеста против капитализма.

Основное и ведущее в творчестве П. — индивидуалистическое бунтарство, мелкобуржуазный гуманизм, сознание национальной избранности, националистическая идеализация прошлого.

Если в драме "На синагогальной цепи" (In polis af der keit) выявлен бунт прозревшей демократической личности против пережитков феодально-религиозного средневековья, если в лирической драме "Смерть музыканта" провозглашено утверждение эпикуреизма как протест против религиозного аскетизма, то в драме "Жил некогда король" уже явно выражена скорбь погибающего в результате забастовочного движения мелкого еврейского предпринимателя.

Если драма "Золотая цепь" еще проникнута апологетикой социально-этического бунта избранной личности, противопоставленной широким массам, преданным будням жизни, то драма "Ночь на старом рынке" являет уже философское утверждение безысходности и пессимизма.

Путь П. от реалистической социальной новеллы и поэмы к мистико-символическим легендам и драмам — путь мелкобуржуазной интеллигенции от радикального бунтарства в канун революции и в самые годы первой революции к националистической покорности перед буржуазной действительностью в годы реакции.

Эта эволюция П. во всей ее противоречивости сказалась и в его публицистической деятельности в годы реакции — в деятельности, все более проникавшейся националистическими клерикальными тенденциями.

П. оказал огромное влияние на еврейскую литературу и всю еврейскую культуру эпохи империализма.

Исключительно яркая творческая личность, терзавшаяся всеми противоречиями радикальной националистической интеллигенции порабощенных наций эпохи империализма, П. продолжает быть объектом чрезвычайно внимательного, но глубоко критического изучения и освоения в еврейской советской литературе.

Библиография: I. Русские переводы: Хасидские рассказы и др., СПб, 1902; Картинки еврейской жизни, СПб, 1902; Рассказы и сказки, перев. С. Фруга, СПб, 1909; Собр. сочин., перев. Ю. Пинуса, изд. "Современные проблемы", М., 1911—1914 (вышло 4 тт.). На еврейск. яз.: Собр. сочин. впервые издано под названием "Sriften", в 1 т. (юбилейное изд.), Варшава, 1901. Последующие изд.: газ. "Freind", СПб, 1903; изд. "Прогресс", Варшава, 1906, и затем Нью-Йорк, 1907. Новое полное изд. "Ale werk" по последним обработкам самого автора начато изд. "Internationale Bibliotek" в Нью-Йорке и закончено издание Клецкина в Вильне, в 18 тт.; менее полное собр. сочин. — в 12 тт., изд. "Идиш", Нью-Йорк, 1920; Geklibene werk (Избранные сочинения), co статьями М. Литвакова и И. Нусинова, издание "Sul und Buch", M., 1925. На древнеевр. яз.: Собрание сочинений ("Ksowim"), изд. "Тиsija", в 10 тт., Варшава, 1910; в последнем томе даны все фельетоны Переца в древнееврейских газетах, издание 2-е, "Мория", 1926. II. "I. L. Perez, a samlbuch zu sein ondenken" (И. Перец, сборник его памяти), Нью-Йорк, 1915; "I. L. Perez, zum jorzait", П., 1916; Оislendеr N., Perezes weg, журн. "Di roite welt", 1925, № 7, Харьков;

Нусинов И., Perezes publizistise jeruse, там же, стр. 23—28; Литваков М., I. L. Perez (Charakteristik), "Собр. сочин." Переца, Москва, 1925; Гуpштейн A., Der iztiker zustand fun Perezis biografie, сб. "Zaitsrift", кн. I, Минск, 1926 (стр. 73—86); Оіslender N., Perezes stet un stetlech, там же, стр. 62—72. III. Borochow В., Perez bibliografie, в номере посвященного Перецу журн. "Literatur un Leben", 1915, № 5, Нью-Йорк, стр. 103—126; Reizen Z., Lexikon fun der jidiser literatur, Presse un filologie, т. II, Вильно, 1927. И. Нусинов. {Лит. энц.}