Петр Екатериновский

(в миру Феодор, умер в 1889 г.) — духовный писатель, епископ уфимский, затем томский; образование получил в Московской духовной академии.

Главные труды П.: "О монашестве" (изд. 2. M., 1885), "Указание пути ко спасению.

Опыт аскетики" (ib., изд. 2, 1885), "Объяснение книги св. пророка Исайи" (М., 1887), "Наставление и утешение в болезни и в предсмертное время" (ib., 1872, 1884), "Наставление и утешение в скорби" (М., 1885), "Поучение о покаянии" (ib., 1884), "Поучение о причащении св. таин" (ib., 1884). {Брокгауз} Петр Екатериновский (Федор) — епископ Томский и Семипалатинский.

Родился в Саратовской губернии в семье священника.

Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года пострижен в монашество; 19 октября рукоположен во иеродиакона.

С 30 июля 1844 года — иеромонах. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской духовной семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской духовной семинарии.

С15 января 1857 года — ректор Новоархангельской духовной семинарии на острове Ситхе. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни.

С 13 октября 1867 года — член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским.

С 19 ноября 1876 года — епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь Калужской епархии.

С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа — управляющим Московским Новоспасским монастырем.

Скончался 27 мая 1889 года. Преосвященный Петр отличался глубоким смирением.

Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: "Их может исправить и на путь наставить только Сам Христос". Епископ Петр — духовный писатель.

Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия.

Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни.

Епископ Петр был постоянным членом Комитета по распространению духовно-нравственных книг. Труды: Поучения о вредных следствиях пьянства и распрей. — М., 1883. Указание пути ко спасению.

Опыт аскетики. — Сергиев Посад, 1905. О монашестве. — Сергиев Посад, 1904. Наставление и утешение в болезни в предсмертное время. — М., 1888. Наставление и утешение в скорби. — Сергиев Посад, 1904. Поучение о причащении Святых Тайн. — М., 1884. Поучение перед исповедью. — Киев. Поучение о покаянии. — М., 1889. Объяснение книги святого пророка Исайи в русском переводе, извлеченное из разных толкований: в 2 т. — М., 1887. Толкование на 23 главы пророка Исайи. — Уфа, 1873. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 356. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 549—550. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 73. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 149, 980, 981,1021. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 356. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 403, 474. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 72, 74, 79, 80. Очерк жизни настоятеля Оптивой пустыни архимандрита Исаакия. — М." Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1899, с. 19. Труды Киевской духовной академии. — 1874, сентябрь, с. 529. — 1875, май, с. 16. Русский паломник. — 1889, № 24, с. 292. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1889, № 23, с. 656—657. — 1893, № 23, с. 860. — 1903, № 50, с. 1966. Известия по Казанской епархии. — 1867, № 20, с. 545. — 1869, № 4, с. 98. Исторический вестник. — СПб., 1884, ноябрь, с. 476. Самарские епархиальные ведомости. — 1867, № 24, с. 463. — 1869, № 11, с. 245. Русский архив. — М., 1900. — Кн. 2, № 7, с. 391. Христианское чтение. — СПб., 1869, июль, с. 979. Православное обозрение. — М., 1866, апрель, с. 302; декабрь, с. 247. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912. — Т. 8, с. 435; т. 9, с. 545—549; т. 12, с. 247. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 8, с. 234. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1803, 2170, 2215. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а, с. 485.