Петраускас Кипрас Ионович (Киприан Иванович)

(сцен. псевд. Пиотровский) [23.11 (5.12). 1885, д. Цейкиняй-Кейзяй, Вилен. губ., ныне Игналинского р-на ЛитССР — 17.1.1968, Вильнюс] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), педагог и муз.-общ. деятель.

Нар. арт. СССР (1950). Род. в семье музыкантов: отец — органист, певец (тенор), мать пела в церковном хоре. Первые муз. знания получил под рук. своего брата, композитора и певца М. Петраускаса.

В 1905—07 вместе с братом участвовал в революционном движении, за что неоднократно подвергался репрессиям. 24 окт. 1906 дебютировал в партии Брата Бируте на премьере первой литов. оперы "Бируте" М. Петраускаса в Вильно.

Пению обучался в 1907—11 в Петерб. конс. (кл. С. Габеля, сцен. мастерство у О. Палечека); позднее совершенствовался в вокальном искусстве в Риме у проф. Э. Розати.

Будучи студентом, обратил на себя внимание исп. партии Трике, затем сольной партии в оде-симфонии "Пустыня" Ф. Давида п/у А. Шереметева (28 марта 1910, 1-й исп. в России); участвовал также в симф. концертах А. Зилоти.

В 1911 дебютировал в партии Ромео ("Ромео и Джульетта") на сцене моск. Большого т-ра (здесь также гастролировал в 1914). В том же году дебютировал (под псевд. Пиотровский) в партии Герцога ("Риголетто"), на сцене петерб.

Мариинского т-ра, где выступал гл. обр. в лирич. партиях до 1920 (ныне Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова).

Ф. Шаляпин, высоко ценивший талант певца ("это наша восходящая звезда"), подготовил с ним партии Фауста ("Фауст") и Моцарта.

Принимал участие в спектаклях "Малой оперы" (Петроград, организована И. Тартаковым) и "Нар. оперы". Летом 1920 гастролировал в моск. Зеркальном театре сада "Эрмитаж". С 1920 жил в Литве, где был одним из создателей (вместе с композитором Ю. Таллат-Кялпшой) литов. нац. оперного т-ра в Каунасе (ныне Литов. т-р оперы и балета); на открытии т-ра пел партию Альфреда ("Травиата"). На сцене этого т-ра выступал до 1957. Гастролировал в Берлине (здесь в 1925 и 1928 принимал участие в гастрольных спектаклях Ф. Шаляпина), Лейпциге (1928), Париже (1929—1931, т-р "Гранд-Опера", партии Гвидона — "Золотой петушок", Берендея и др.), Риме, Милане (1933, т-р "Ла Скала", исп. партию Гришки Кутерьмы на итал. яз., п/у Э. Купера), Мадриде, Вене, Лондоне, Праге, Брюсселе, Стокгольме, Южн. Америке.

В последний раз выступил на оперной сцене в 1957 в партии Хозе ("Кармен"). Обладал гибким, сильным, редким по красоте голосом мягкого тембра, владел безупречной вокальной техникой.

Исп. отличалось романтической одушевленностью.

Репертуар включал ок. 80 партий. 1-й исп. партий: Брата Бируте ("Бируте"), Лютаураса ("Гражина"; 1-я ред.), Жильвинаса ("Эгле, королева ужей"; опера посвящена П.), Ионушаса ("Радвила Перкунас"); на литов. сцене — Григория ("Тихий Дон", 1940). Лучшие партии: Гришка Кутерьма, Самозванец (Гос. премия СССР, 1951), Орфей, Ромео ("Ромео и Джульетта", А. Нежданова назвала его лучшим Ромео, с к-рым ей приходилось выступать).

Др. партии: Баян, Владимир Игоревич, Синодал, Вагоа, Ленский, Герман ("Пиковая дама"), Левко ("Майская ночь"), Эрекле;

Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фауст ("Фауст" и "Мефистофель"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Радамес, Канио, Турриду, Джеральд, Андре Шенье, Самсон, Каварадрсси, Рудольф ("Богема"), Педро ("Долина"), Тангейзер.

Партнеры: Н. Ермоленко-Южина, Л. Липковская, Ф. Литвин, А. Нежданова, Л. Собинов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин.

Пел п/у А. Бернарди, М. Букши, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Э. Направника, Е. Плотникова, Д. Похитонова, Г. Фительберга.

В 1920-х гг. неоднократно выступал в концертах со своим братом М. Петраускасом.

В 1930-х гг. пел в симф. концертах п/у Э. Купера в Амстердаме.

С 1949 преподавал в Вильнюс. конс. (с 1951 проф.). Ученики: В. Адамкявичюс, Л. Мурашко, В. Норейка, В. Рубацкис, Э. Саулевичюте, И. Урвялис.

В конце 1920 — нач. 30-х гг. записывался на грампластинки в Германии и Англии, позднее в СССР. Награжден орденами Ленина (1954) и Трудового Красного Знамени.

Имеется портрет П. худож. М. Добужинско-го (1925). В 1966 вышла в эфир передача о певце Вильнюс. телевидения "Жизнь на сцене". В Каунасе открыт Музей-квартира К. Петраускаса (1971); в Вильнюсе, на площади у нового здания Т-ра оперы и балета ЛитССР ему установлен памятник (1975, скульптор Г. Иокубонис).

Соч.: Две встречи // Театр. 1973. № 3. С 106—108. Лит.: Sruоga В., Zadeika V. Kipras Petrauskas. — Kaunas, 1929; Толин А. Кипрас Петраускас // Сов. искусство. 1946. № 6. С. 4; Гаудримас Ю. Кипрас Петраускас // Сов. музыка. 1956. № 3; Его же. Слово о народном артисте // Сов. Литва. 1960. 23 ноября; Mиpонайте Н. Пионер литовской оперы // Сов. культура. 1957. № 142; Клейнас А. Партнер великих // Там же. 1960. 24 дек.; Лесс Ал. Улица Петраускаса // Сов. музыка. 1962. № 3. С. 152; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 409; Каволюнас В. Жизнь, посвященная песне. — Вильнюс, 1963 (на литов. яз.); Содейка А. Гордость литовского искусства // Сов. Литва. 1965. 23 ноября;

Урбонавичюс В. Возрожденный голос // Муз. жизнь. 1966. № 7. С. 5; Фpам Э. Отец литовской оперы // Сов. музыка. 1968. № 12; Его ж е. Из записок журналиста // Там же. 1969. № 12; Памяти К. И. Петраускаса // Сов. культура. 1968. 20 янв.; Музей певца // Правда. 1971. 18 авг.; Гаудримас Ю. Из истории литовской музыки.

Т. 2. — Л., 1972; Юpшебе Б. Здесь жил Кипрас Петраускас // Комсомольская правда (Вильнюс). 1975. 22 ноября;

Мажейка В. Гордость литовской оперы // Сов. Литва. 1975. 22 ноября;

Его же. Кипрас Петраускас // Муз. жизнь. 1979. № 8; Жаликявимайте-Петраускене Э. Дорогами прошлого: Воспоминания жены оперного певца К. Петраускаса // Трибине мотерис (Вильнюс). 1984. № 1 (на литов. яз.); Алексене Г. Раздвинув занавес вечности // Театрас (Вильнюс). 1985. № 4. С. 4— 11 (на литов. яз.); Мажейка В. Актер и режиссер на оперной сцене: Очерки по истории литовского советского оперного театра. (Диссертация, машинопись, 1967) — в ГБЛ.