Петрова-Воробьева Анна Яковлевна

(урожд. Воробьева; по мужу Петрова) [2 (14).2.1817, Петербург — 13(26).4.1901, там же] — арт. оперы (контральто), драмы и камерная певица.

Жена О. Петрова.

Род. в семье репетитора хоров Имп. петерб. т-ров. Окончила Петерб. театр. уч-ще (сначала обучалась в балетном кл. у Ш. Дидло, позже в кл. пения у А. Сапиенцы и Г. Ломакина), впоследствии совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. К. Кавоса и М. Глинки.

В 1833, будучи ученицей театр. уч-ща, дебютировала на оперной сцене в партии Пиппо ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), позднее выступила в партии Ритты ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста"). Несмотря на успех, по окончании уч-ща была определена по указанию директора Имп. т-ров А. Гедеонова в хор Петерб. оперы. В этот период принимала участие в драмах, водевилях, различных дивертисментах, выступала в концертах с исп. арий и романсов.

Благодаря хлопотам К. Кавоса, оценившего голос и сцен. дарование молодой арт., получила возможность выступить 30 янв. 1835 в парти Арзаче, после чего была зачислена в солистки Петерб. оперы. Сцен. деят-сть П.-В. продолжалась 13 лет: в 1840-х гг. из-за большой голосовой нагрузки (дирекция т-ра заставляла певицу выступать в мужских партиях) сорвала голос — после исп. баритоновой партии Ричарда ("Пуритане") — и была вынуждена в 1846 оставить сцену (официально числилась в оперной труппе т-ра до 1850). Обладала голосом феноменальной, редкой красоты и силы, "бархатного" тембра и широкого диапазона (две с половиной октавы от фа малой до си-бемоль второй октавы), могучим сцен. темпераментом, владела виртуозной вокальной техникой. "Голос Воробьевой был одним из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе: объем, красота, сила, мягкость — все в нем поражало слушателя и действовало на него с неотразимым обаянием" (В. Стасов)*. В каждой партии певица стремилась к достижению полного вокального и сцен. единства.

Один из современников певицы писал: "она только лишь выйдет, сейчас вы заметите великую актрису и вдохновенную певицу.

В эту минуту каждое ее движение, каждый пассаж, каждая гамма проникнуты жизнию, чувством, художническим одушевлением.

Ее магический голос, ее творческая игра равно просятся в сердце каждого холодного и пламенного любителя" ("Литературная газета". 1840. 14 февр.). 1-я исп. партий: Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки), Параши ("Параша Сибирячка"); в Петербурге — Танкреда ("Танкред"), Бригитты ("Черное домино, или Таинственная маска"); на рус. сцене — ? ("Велизарий"), ? ("Крестоносцы в Египте"), Арзаче ("Семирамида"), Адальжиза ("Норма"), Ромео ("Капулети и Монтекки"); в 1840 пела вместе с Дж. Пастой, не уступив в мастерстве прославленной певице), Ричарда ("Пуритане"). С большим успехом выступала в операх итал. композиторов, с легкостью соревнуясь в вокальной технике с известными итал. певцами.

Общение с М. Глинкой (с 1836) оказало огромное влияние на развитие исп. дарования певицы.

Необычайно яркое вокально-драм. воплощение партий Вани ("Жизнь за царя") и Ратмира ("Руслан и Людмила") обусловило традицию их исп. (Композитор высоко ценил замечательный голос певицы и специально для нее написал сцену Вани "У монастыря", 1837; в этой партии выступала в 1836—45.) Среди партнеров: С Байков, Л. Леонов, А. Лодий, О. Петров, М. Степанова.

М. Шелехова.

Пела п/у К. Альбрехта, К. Кавоса.

С 1832 выступала вместе с О. Петровым в концертах, в к-рых исп. арии и дуэты из опер итал. композиторов, позже — Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, М. Глинки.

П.-В. славилась исп. романсов Глинки (композитор ей аккомпанировал), А. Даргомыжского, М. Мусоргского ("Савишна", "Сиротка" и др.). Мусоргский посвятил певице песню Марфы "Исходила младешенька" из оперы "Хованщина" (1873) и "Колыбельную" (№ 1) из цикла "Песни и пляски смерти" (1875). Ее искусство высоко ценили А. Верстовский, Т. Шевченко.

Худож. К. Брюллов, в 1840 услышав голос певицы, пришел в восторг и, по его признанию, "не мог удержаться от слез...". 8 апр. 1836 выступила в роли невольницы в драме "Молдавская цыганка, или Золото и кинжал" К. Бахтурина, где в начале 3-й картины исп. арию с женским хором, написанную М. Глинкой.

Соч.: По поводу 500-го представления "Жизни за царя" 27-го ноября 1879: Воспоминания // Рус. старина. 1880. Т. 27, март; То же в сб.: Глинка в воспоминаниях современников. — М., 1955. С. 169—173. Лит.: Стасов В. В. Еще несколько слов по поводу А. Я. Петровой-Воробьевой // Новости и биржевая газета. 1901. 16 апр.; Его же*. Избранные сочинения в трех томах. — М., 1952. Т. 1. С. 284—286; А. Я. Петрова-Воробьева. (Некролог) // РМГ. 1901. № 16. Стлб. 462; Воробьева-Петрова. (Знаменательные даты) // Сов. музыка. 1951. № 4. С. 111 — 112; М. И. Глинка: Литературное наследие. — М.; Л., 1952. Т. 1; Глумов А. Музыка в русском драматическом театре: Исторические очерки. — М., 1955. С. 117, 118; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 149, 202; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики.

В 3 т. — М., 1956. Т. 3. С. 103—104, 105, 106; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки.

Очерк. — Л., 1959. С. 773; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1836—1956. — Л., 1969; Его ж е. Любимая певица Глинки // Рассказы о музыке и музыкантах. — Л.; М., 1973. С. 7—34; Львов М. Из истории вокального искусства. — М., 1964. С. 139—146; Ливанова Т. Н. Оперная критика в России.

Т. 1. Вып. 1—2; Т. 2. Вып. 3— 4 — М., 1966—73 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.); Канн-Новикова Е. "Натуры и простоты..." // Муз. жизнь. 1971. № 5. С. 21.