Платон Любарский

(в миру Петр Иванович) — архиепископ Екатеринославский.

Сын священника Черниговской епархии, он в миру именовался Петром Ивановичем, рано оставил родительский дом, будучи взят для науки своим родственником, настоятелем Спасо-Ярославского монастыря, Варфоломеем Любарским, которым и был определен в Спасо-Ярославскую Семинарию; докончил образование в Черниговском Коллегиуме и в Киевской Духовной Академии, затем, по окончании курса, перешел в Вятскую епархию, где епископом был в то время Варфоломей Любарский, и здесь с 1762 г. исправлял должность проповедника, а с 1763 по 1772 г. был в Семинарии преподавателем риторики, философии и богословия и префектом.

Принял монашество в 1770 г., 18-го ноября (по другим сведениям, 5-го августа 1771 г.), причем назван Платоном.

В 1771 г. возведен в игумена с настоятельством в третьеклассном Верхочепецком Креетовоздвиженском монастыре.

В 1772 г. переведен в Казань, ректором и учителем богословия и настоятелем второклассного Спасопреображенского Казанского монастыря, а в 1773 г. произведен в архимандрита.

Ректорство Платона в Казанской Семинарии вспоминается в ее истории, как особенно счастливое для нее время. В 1779 г. П. был вызываем на чреду священнослужения в Петербург.

В 1785 г., 30-го октября, он получил настоятельство в первоклассном Свияжском Богородицком монастыре, в июле 1787 г. (по другим сведениям, в 1789 г.) переведен в Московский Ставропигиальный монастырь, именуемый Новый Иерусалим, 31-го марта 1792 г. перешел в Ставропигиальный Донской монастырь и назначен 30-го мая вторым членом Московской Синодальной Конторы. 26-го февраля 1794 г. хиротонисанный во епископа тамбовского и пензенского, он 11-го марта переименован был в епископа астраханского и ставропольского, 9-го мая 1796 г. получил архиепископство, а 18-го августа 1805 г. перемещен был в Екатеринослав, где и скончался 20-го октября 1811 г.; погребен в Самарском Новомосковском монастыре (в загородном архиерейском доме), в Николаевской церкви.

В 1800 г. он получил орден св. Александра Невского, в 1809 г. — алмазный крест на клобук.

Преосвященным Платоном написаны, в бытность в Вятке, жизнеописания преосвященных архиереев вятских и великопермских, в Казани — "Сборник древностей Казанской епархии и записки о времени Пугачева" (напечатанные в приложении к "Истории Пугачевского бунта" Пушкина), в Астрахани он написал "Краткое известие о бывших в Астрахани преосвященных архиереях с 1602 по 1804 г., из разных грамот и архивных записок" (напечатано в "Чтениях в Импер. Общ. Истории и Древн. Росс." 1848 г., № 7, и перепечатано в "Сборнике древностей Казанской епархии", Казань. 1868. в приложении к "Правосл.

Собеседнику"). В астраханском соборном архиве сохранялась некогда рукопись Платона: "Описание вогуличского народа". Проповеди и некоторые другие сочинения перечислены в "Обзоре" архиеп.

Филарета. "Астраханские Епарх. Вед." 1883 г. № 18; 1886 г. №№ 8 и 9; 1895 г. № 21; "Вятские Еп. Вед." 1866 г. № 1; "Обзор" архиеп.

Филарета.

С. Рункевич. {Половцов} Платон Любарский († в 1811 г.) — писатель, воспитанник Киевской духовной академии, ректор казанской семинарии, епископ тамбовский, потом астраханский, архиепископ екатеринославский.

В бытность свою в Казани составил "Сборник древностей Казанской епархии" с присоединением рассказов этнографического и исторического содержания.

В "Русской старине" за 1870 г. напечатаны его записки "О взятии Казани", в "Чтениях Моск. общ. древн." ч. III — "Иерархия Вятская и Астраханская", в "Истории Пугачевского бунта" Пушкина — "Краткое известие о Пугачеве". В Казанском университете хранятся в рукописи соч. П.: "Известие о Казанском Спасопреображенском м-ре" и "Казанская иерархия", а также письма его к Бантыш-Каменскому, преимущественно о Пугачевщине.

При жизни П. были напечатаны несколько проповедей его. {Брокгауз} Платон Любарский (Петр) — архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический.

Родился в Черниговской губернии в семье священника.

Первоначально обучался в Ярославской духовной семинарии.

Заканчивал образование в коллегиуме и в Киевской духовной академии.

По окончании курса поселился в Вятской епархии, где епископом был его родственник Варфоломей (Любарский, 11776), и в этой епархии с 1762 года исправлял должность проповедника.

С 1763 по 1772 год — префект и преподаватель разных предметов Вятской духовной семинарии. 18 ноября 1770 года (по другим источникам, 5 августа 1771 года) пострижен в монашество.

В 1771 году возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, который в 1769 году был соединен с Слободским Богоявленским монастырем. 5 августа 1772 года назначен ректором Казанской духовной семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря.

В 1773 году возведен в сан архимандрита.

В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург.

С 30 октября 1785 года — настоятель Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. 21 июня 1788 года переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь. 30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы. 26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 11 марта того же года назначен епископом Астраханским и Ставропольским. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа.

С 16 октября 1799 года стал именоваться Астраханским и Моздокским.

С 4 декабря 1803 года стал называться Астраханским и Кавказским. 18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим.

В 1809 году получил алмазный крест на клобук.

Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе.

Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (приписан в 1791 году к архиерейскому дому) в Николаевской церкви.

Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с двенадцатилетним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, девяти и восьми лет. Фамилия дьячка была Неумытый.

Владыка сделал честь благочинному и стал экзаменовать сына его. Первое испытание состояло в гласном чтении церковнославянской Псалтири, но двенадцатилетний сын благочинного читал плохо, наподобие некоторых нынешних столичных дьячков.

Архиерей взял из рук мальчика книгу и передал ее старшему сыну дьячка.

Тот зачитал бойко и внятно, без единой ошибки.

Платон заставил читать младшего, восьмилетнего, и тот прочел превосходно.

Тогда преосвященный поднялся с места, схватил благочинного за бороду и за косы и оттаскал его жестоким обычаем при всех бывших здесь просителях и прислуге.

А бил преосвященный Платон ужасно "могуче", потому что роста он был огромного и силы страшной.

За свою лихую ухватку и скорость на руку преосвященный Платон получил от духовенства и мирян прозвище "запорожец". Дьячку, который хорошо учил своих детей, преосвященный дал хорошее место, а ребят его сам наблюдал в училище.

Труды: Поучение к казанской пастве о сохранении верности императрице в октябре 1773 г. Речь при освящении знамен полка князя Урусова. — М., 1799. Надгробное слово Бибикову 24 апреля 1774 г. Две речи на торжество открытия Казанского наместничества. — М., 1781. Вятская иерархия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918; 1848, № 7. Астраханская иерархия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846— 1918; 1848, № 7. Известия о Казанском Преображенском монастыре с прибавлением надписей и грамот (рукопись).

Казанская иерархия (рукопись).

Краткое известие о Пугачеве: в 2 т. // Пушкин А. С. История Пугачева.

Письма к Б. Каменскому о пугачевщине (архивы старых дел). Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 167. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 167. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1394, 1400,1414. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 246, 232, 235, 393. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 147—148, 156, 292, 295, 311, 488, 804, 892. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 52, 62, 65. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 402. Астраханские епархиальные ведомости. — 1883, №18. —1886, №8и9. — 1895, №21. Вятские епархиальные ведомости. — 1866, № 1. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1883, ноябрь, с. 365. Православный собеседник. — Казань, 1858, август, с. 564, 575. — 1898, декабрь, с. 658. — 1905, июль-август, с. 484. Известия по Казанской епархии. — 1870, № 5, с. 146—158. — 1873, № 6, с. 175. — 1886, № 10, с. 211. — 1907, № 10, с. 298. Исторический вестник. — СПб., 1881, май, с. 54, 63—64. — 1893, июнь, с. 776. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 14, с. 55. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 3, с. 340. Русский архив. — М., 1870, № 4 и 5, с. 769, 845. — 1871, № 1, с. 237—240. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 106; т. 5, с. 357. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 259, 851; т. 2, с. 1814,1815. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 46), с. 852. Платон Любарский (Петр до постр.) — епископ тамбовский 1794 г. архиепископ астраханский до 1805 г. екатеринославский, истор. писат.; род. 1738 г. 12 июня, † 1811 г. 20 окт., ректор семинарии казанской, настоятель монастырей: Свияжского, Нового Иерусалима и Донского. {Половцов}