Плетнев Валериан Федорович

[1886—] — писатель, критик.

Работал столяром.

Член партии с 1904. Был дважды в ссылке.

Один из теоретиков и руководителей Пролеткульта (см.), написал для пролеткультовского театра несколько пьес ("Лена", "Наследство Гарланда" и др.), ставящих проблемы революционной борьбы рабочего класса.

Резкая направленность этих пьес против капиталистического строя и предательства реакционного реформизма, острота и динамичность сюжетных положений не могут компенсировать крайнего схематизма в характеристике персонажей капиталисты, Гомперс, большевик в "Наследстве Гарланда"). В рассказах П. ("На тихом плесе", "Андрейкино горе" и др.), несколько сентиментальных, автору удалось показать быт пролетариата и пролетарской детворы до революции.

Исторический интерес представляют "Болотные огни" — одна из первых [1921] художественных зарисовок послереволюционного кулачества.

На взгляды П. в вопросах культуры и искусства оказал сильнейшее влияние А. Богданов (см.), который под видом "пролетарской культуры проводил буржуазные и реакционные воззрения" (Ленин). Вслед за Богдановым П. опровергал ленинское учение о культурной революции, утверждал, что психологию класса "может дать только художник-пролетарий" ("Горн", № 4), фетишизировал "пролетарский быт" как формирующее культуру начало.

Взгляды П., наиболее полно выраженные в его статье "На идеологическом фронте" ("Правда", 1922, № 217), встретили резкий отпор В. И. Ленина.

Пометки В. И. Ленина на статье П. (см. "Вопросы культуры при диктатуре пролетариата", М. — Л., Гиз, 1925) — важнейший документ борьбы с ошибочной линией Пролеткульта.

Пометки В. И. направлены против утверждений, что "задача строительства пролетарской культуры может быть разрешена только силами самого пролетариата", против противопоставления интересов трудового крестьянства и пролетариата, против отгораживания пролеткультских организаций и всего дела строительства культуры от борьбы и работы партии и советской власти.

Вопросительные знаки и пометки "вздор" стоят там, где Плетнев развивает свой тезис о вредности и гибельности профессионализации для пролетарского писателя, о необходимости для последнего быть "одновременно и художником и рабочим". Отличает Ленин и ряд других положений П., целиком взятых у А. Богданова, напр. о "социализации науки", о "социальном инженере". Наконец ряд пометок Ленина относится к стилю, к путанным "гелертерским" формулировкам Плетнева.

В настоящее время П. работает в ГУКФ (Главное управление кино-фотопромышленности).

Библиография: I. Беллетристические произведения: Лена, Драма, Ростов-на-Д., 1921; Золото, Рассказы, Москва, 1921; Андрейкино горе, Рассказы, М., 1921; Наследство Гарланда, Драма, М., 1924, и др. Статьи: К вопросу о пролетарской культуре, "Наша заря", 1913, № 10—11; Первый шаг, "Борьба", 1914, № 7—8; Вопросы культуры, газ. "Правда", 1922, № 217, 27 сентября;

Пути пролетарской поэзии, "Горн", 1923, VIII, и др.; Три точки зрения на пролетарскую культуру, изд. "Пролеткульт", М., 1926. II. О статье Плетнева "На идеологическом фронте" и пометках Ленина: Яковлев Я., О "пролетарской культуре" и Пролеткульте;

Его же, Меньшевизм в пролеткультовской одежде — обе статьи в сб. "Вопросы культуры при диктатуре пролетариата", Гиз, М. — Л., 1925; Заметки Владимира Ильича карандашом на полях газеты "Правда" к ст. В. Плетнева "На идеологическом фронте" (фототипические заметки и отметки Ленина);

Авербах Л., О пометках Ленина на ст. тов. Плетнева, в сб. статей "Наши литературные разногласия", Л., 1927. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, под ред. Н. К. Пиксанова, М., 1928; Ее же, Марксистское искусствоведение, ред. Н. К. Пиксанова, Москва — Ленинград, 1929. В. Д. {Лит. энц.}