Погожевы Вера Васильевна и Надежда Васильевна

(род. в 1833 г. и в 1834 г.; Н. В. ум. 18-го июля 1856 г. в Старой Русе, похоронена там же в Спасо-Преображенском монастыре) — дочери помещика Костромской губ., талантливые русские артистки.

Уже пяти лет от роду девицы Погожевы обнаруживали выдающиеся способности к драматическому и музыкальному искусствам и с удивительным художеством декламировали не только стихи Державина, Пушкина и других поэтов, но и целые сцены из разных драматических произведений, отличаясь в то же время удивительной музыкальной памятью и воспроизводя по слуху разные слышанные ими мотивы.

Знакомые отца Погожевых — русские литераторы, часто бывавшие у него в доме: Н. В. Кукольник, В. Г. Бенедиктов, Е. П. Гребенка и П. Волков советовали ему серьезно заняться музыкальным образованием своих дочерей, и, по их настоянию, он пригласил для них учительницу музыки М. Розенталь, которая вскоре заявила, что таланты В. и Н. так велики, что им нужен для преподавания более глубокий, чем она, знаток музыки.

Приглашен был Ф. Зибольдт, а затем К. Фольвейлер.

Зибольдт первый положил прочное основание методе их игры. Десяти и девяти лет от роду они уже играли с аккомпанементом оркестра, 28-го марта 1844 г. ими дан был первый публичный концерт в пользу 2-го Василеостровского детского приюта.

Успех превзошел ожидания: публика была восхищена, а в газетах появились статьи, в которых девиц Погожевых называли "музыкальным чудом". Потом они дали еще несколько публичных концертов.

Знатоки музыки, любители и артисты советовали Погожеву отправить дочерей за границу для усовершенствования их талантов в одной из лучших европейских консерваторий.

В 1847 г. П. отправился с дочерьми в Лейпцигскую консерваторию, где они занимались под руководством знаменитого Феликса Мендельсона-Бартольди и пианиста Игнатия Мошелеса, брали уроки контрапункта у профессоров Гаде, Рихтера и Гауптмана, а игры с аккомпанементом — у Фердинанда Давида.

Через полгода по приезде в Лейпциг Погожевы играли в публичном концерте в присутствии короля Саксонского, а затем при дворе Сексен-Веймарском.

В год и три месяца Погожевы окончили в Лейпциге двухгодичный курс и в 1848 г., по выдержании публичного экзамена, были удостоены диплома.

По возвращении из-за границы Погожевы в первый раз играли в Петербурге, на сцене Александринского театра, 8-го и 10-го октября 1848 г., с большим успехом.

Затем они выступали в Симфоническом обществе, которого были членами, и давали концерты в Петербурге и в провинции — Москве, Костроме, Вологде, Старой Русе и проч. Особенно даровита была Надежда Васильевна.

В 1852 г. она явилась и в роли певицы и брала уроки пения в Петербурге у де-Мерин, в Москве у Ниссен-Саломон.

Н. В. играла и пела публично 39 раз. Известный импровизатор Сеймур-Шиф, Карл Майер, Гензельт, Дамке, Даргомыжский, Оноре, Герке и многие другие известные артисты высоко ценили ее музыкальный талант.

Н. В. оставила после себя немного музыкальных пьес: две песни без слов, вальс из русских песен, тетрадь музыкальных упражнений в разных родах. Вместе с сестрой они написали: "Музыка во всех ее проявлениях" ("Пантеон" 1850 г., т. IV, № 7 и "Литературные прибавления к журналу "Музыкальный Свет" 1875 г., №№ 7, 8, 9 и 11). Кроме того, H. B. изучила языки английский и итальянский и собиралась в Италию для усовершенствования в пении. Незадолго до смерти она начала преподавать музыку в московских институтах Екатерининском и Елизаветинском.

Ее место было занято потом ее сестрой Верой Васильевной. "Северная Пчела" 1856 г., № 177; "Русский Вестник" 1857 г., т. X. современная летопись, стр. 59—63; "Звездочка" 1845 г., ч. I, стр. 68—76, 1849 г., ч. XX, стр. 128—129; "С.-Петербургские Ведомости" 1849 г., № 40; "Литературная Газета" 1848 г., № 43 и друг.; "Москвитянин" 1853 г., № 8, отд. VII. стр. 167; "Финский Вестник" 1846 г., т. VIII, отд. VI, стр. 36—37. Ив. Давидович. {Половцов}