Пономарев Яков Александрович

(р. 25.12.1920) — спец. по психол. творч., проблемам развития интеллекта и методол. психол.; д-р психол. наук, проф. Род. в г. Вичуга Ивановской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1951). Работал в Москве: Уголок им. В.Л.Дурова (ст. экскурсовод-педагог), Изд-во АПН РСФСР (ст. ред.), Ин-т психол.

АПН РСФСР (мл., ст. н.с), ИЙЕТ АН СССР (ст. н.с). В наст. вр. — гл. н. с. Ин-та психол.

РАН. Канд. дисс. —"Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления" (1959). Докт. дисс. — "Проблемы психологии творчества" (1972). П. — заслуженный деятель науки РФ. В трудах П. исследуются природа творч., понимаемого в широком смысле как механизм движения, гносеол. механизм психол. торчества (здесь П. экстраполирует представления об этапах развития способности человека действовать "в уме"), природа психического (как сигнального движения живой соц. системы), предмета психол. (как психол. структурного уровня организации этого движения).

Предметом внимания П. являются стратегии комплексного иссл. творч. и вопрос о месте психол. в таком иссл., психол. механизм творч., развитие и использование творч. потенциала человека, приложение психол. творч. к решению общепсихол. проблем.

Гл. идеей П. считает опору на эксперимент при выдвижении и решении упомянутых проблем.

Эта идея обосновывается открытием подобия форм поведения детей на этапах развития способности действовать "в уме" и на фазах решения творч. задач умственно развитыми взрослыми, а также следствиями этого открытия: этапы онтогенеза преобразуются в структурные уровни организации механизма задач, в аналогичные отношения вступают этапы онтогенеза к этапам филогенеза.

Все это ведет к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий, определяющему принципиальные решения упомянутых проблем и их детальную разработку средствами эксперимента.

Соч.: Психология творческого мышления.

М., 1960; Знания, мышление и умственное развитие.

М., 1967; Психика и интуиция.

М., 1967; Психология творчества.

М., 1976; Психология творчества и педагогика.

М., 1976; Методологическое введение в психологию.

М., 1983.