Попов Александр Андреевич

— генерал-майор, корабельный инженер, строитель, ученый писатель.

Родился 11-го мая 1788 г. и в 1799 г. был определен в Училище корабельной архитектуры, где с особенной охотой занимался математикой, сделавшеюся впоследствии его любимым предметом.

В 1805 г., окончив курс в училище, П. был произведен в драфцмана XIV-го класса и был оставлен при училище в качестве преподавателя начальных основ математики в низших классах.

В то же время он управлял корабельной чертежной и занимался с корабельными учениками практическими наблюдениями, подготовляясь к экзамену на звание корабельного мастера.

По собственному желанию П. 6-го и 7-го марта 1808 года был подвергнуть испытанию особой комиссии при Училище корабельной архитектуры, состоявшей из членов Адмиралтейств-Коллегии и Морского Департамента под председательством морского министра П. В. Чичагова и сдал экзамен очень успешно.

Представленный им проект 44-пушечного фрегата был выполнен так хорошо, что вызвал полное одобрение всех членов комиссии.

До 1810 г. П. продолжал преподавание в училище, причем предметы проходились по составленным им запискам.

Прекрасное знание кораблестроительного дела и скудность в русском флоте хороших строителей заставила начальство привлечь П. к прежним его обязанностям: 1-го марта 1810 г. он был произведен в помощники корабельных мастеров XII-го класса и принял в свое ведение постройку галета "Торно" и корабля "Память Евстафия". Работы эти были выполнены им блестяще и оба судна были спущены в, том же году. В 1811 г. П. строил 74-пушечный корабль "Чесма", а также малую яхту для принца Ольденбургского.

В том же году, во время, проводки на камелях в Кронштадт построенных кораблей "Память Евстафия" и "Мироносец", П. был руководителем следования этих судов, а по доставлений их в Кронштадт в конце 1811 г. получил весьма сложное и спешное поручение спроектировать план вооружения 44-пушечного фрегата для государя императора, а также пять подробных планов постепенной постройки этого корабля, также предназначавшихся для Его Императорского Величества.

Поручение было исполнено к сроку, очень удачно, и П. награжден (1-го января 1812 г.) бриллиантовым перстнем.

В 1814 г. П. был назначен в Астрахань, где и находился до 1820 г. при Астраханском порте, для заведования строением судов гребного флота, а также для выработки проектов будущих судов русского флота. В то же время П. не переставал делать и свои наблюдения и применять на практике те или другие изобретенные им усовершенствования в кораблестроительном деле. В 1821 г. П. был переведен в Охтенскую верфь и назначен заведующим кораблестроением.

В 1826 г. по его проекту им же самим был построен бомбардирский корвет "Гремящий" и несколько других мелких судов. В то же время по совершенно новой системе он построил 36-пушечный фрегат "Кастор", семь канонерских лодок и одну бомбардирскую.

По окончании этой постройки П. сейчас же приступил к сооружению по новой системе кораблестроения 64-пушечного фрегата "Эммануил", с круглой кормой, что в то время являлось последним словом морской архитектуры, а также заложил два брига для дальнего плавания.

За прекрасное выполнение этих работ совершенно самостоятельно и по собственной инициативе П. был произведен в корабельные мастера с полным окладом жалованья (1-го ноября 1823 г.). В 1824 г. П. производил строительные работы в Новом Адмиралтействе, где было воздвигнуто колоссальное строение крытого дока по спроектированному им чертежу, а также построил 84-пушечный корабль "Императрица Александра". В следующем. году П. на камелях провожал в Кронштадт 64-пушечный корабль "Эммануил" и 84-пушечный корабль "Гангут". Прекрасное знание своего дела, рвение, с которым выполнял его П., обратили на него внимание и по Высочайшему повелению он был переименован (22-го декабря 1826 г.) в штабс-капитаны и назначен корабельным инженером Балтийского флота. В 1827 г. за отличие по службе в новом звании П. произведен в капитаны, а 19-го октября 1827 г., по окончании постройки крытого дока и по спуске на воду 84-пушечного корабля, П. получил особенное монаршее благоволение и был произведен в подполковники, а в том же году, 25-го ноября, заложил еще 84-пушечный корабль.

В то же время П. не оставлял своих ученых занятий и начал свой научный труд о спуске кораблей в воду (гидрографическое исследование), который был им представлен в Ученый Комитет Морского Министерства, признан был полезным и был издан на средства Министерства в 1834 г. В 1828 г. (28-го ноября) П. за отличие по службе получил чин полковника, а 9-го февраля 1833 г. назначен непременным членом Кораблестроительного и Учетного Комитета Балтийского флота, не переставая в то же время заведовать постройкой и исправлением кораблей.

В 1837 г. П. выпустил в свет второе свое научное сочинение "Аналитическое исследование о кривой линии в прогрессике, употребляемой в кораблестроительной архитектуре" (СПб. 1837 г.) и был произведен в генерал-майоры.

Скончался он 22-го мая 1859 г. Формулярный список 1834 г.; "Морской Сборник" 1859, т. VI. Б. Тагегв. {Половцов} Попов, Александр Андреевич — известный кораблестроитель первой половины нынешнего века. В 1799 г. поступил в Училище корабельной архитектуры, а в 1805 году был уже в нем преподавателем начальных оснований математики.

С 1814 по 1820 г. находился при Астраханском порте, заведуя строением судов; с 1821 по 1824 г. управлял Охтенской верфью и построил несколько кораблей, продолжая строить и после, будучи в звании корабельного мастера.

Назначенный в 1833 г. непременным членом кораблестроительного ученого комитета в СПб., он продолжал участвовать в постройке и исправлении кораблей до конца своей жизни. Умер в 1859 г. Ученым комитетом морского министерства были изданы его сочинения: "О спуске кораблей на воду. Гидрографическое исследование" (СПб., 1834) и "Аналитическое исследование о кривой линии, в прогрессике, употребляемой в корабельной архитектуре" (СПб., 1837). {Брокгауз} Попов, Александр Андреевич — извест. рус. кораблестроитель 1-й пол. XIX ст. Начал свою деятельность в 1805 г. завед-щим чертежной и преподавателем математики в училище корабел. арх-ры. В 1814 г. назн. в Астрахан. порт, где он построил небол. верфь с 2 стапелями и заведовал постройкой судов до 1821 г., когда снова был переведен в СПб. управляющим Охтенск. верфью; на этом месте П. оставался до 1824 г., а затем перешел на службу в новое адмиралтейство, где построил больш. дерев. крытый эллинг и в нем пять 81-пуш. кораблей.

В 1832 г., по спуску корабля "Не тронь меня", состоялось Высоч. повеление: "Дать Попову отдыху и не занимать никакою должностью". Однако в 1837—1838 гг. П. снова работает строителем громад, по тому времени 120-пуш. корабля "Россия" и сооружает в нов. адмиралтействе Мортонов эллинг, существующий и до сих пор. Умер П. в 1859 г. С 1833 г. П. состоял непремен. членом кораблестр. учен. комитета.

Из трудов П. изданы мор. учен. комитетом: "Гидростатич. исследование о спуске кораблей на воду" и "Аналитич. исследование о прогрессике, употребляемой в кораб. арх-ре". {Воен. энц.} Попов, Александр Андреевич ген.-майор корпуса корабельных инженеров, писатель; род. 1788 г. 11 мая, † 1859 г. 20 мая. Дополнение: Попов, Александр Андреевич, † 22 мая 1859 г. {Половцов}