Потемкин Алексей Васильевич

(р. 16.09.1924) — спец. по культурологии и метафилос.; канд. филос. наук, проф. Род. в с. Марки Евдоковского р-на Воронежской обл. В 1942—1944 — солдат Красной Армии, участвовал в Курской битве в качестве наводчика противотанкового ружья, тяжело ранен в боях за освобождение Харькова.

Окончил филос. ф-т МГУ (1949), асп. там же (1952). В 1952—1957 — ст. преп.кафедры филос. Ростовского гос. ун-та; 1957—1968 —доц. (там же); 1968—1970 — зав. кафедрой филос. экон.-филос. ф-та; в 1970—1983 — доц. открывшегося филос. ф-та; заведовал кафедрой теории культуры, этики и эстетики (1983—1990), с 1990 — проф. кафедры филос. истории.

Канд. дисс. — "Борьба К.А. Тимирязева за материализм против идеализма в биологии" (1952). К 1981 была подготовлена докт. дисс. — "Проблемы социогене-за первичных форм философской рефлексии (преодоление марксизмом диатрибической традиции)". Было дано положительное заключение по дисс. при ее защите на специализированном совете при Ростовском гос. ун-те, дополнительное положительное заключение специализированного совета при Ин-те филос. и права Казахской АН, положительную оценку дисс. дали 35 д-ров филос. наук из Ростова-на-Дону, Алма-Аты, Ленинграда, Москвы, Куйбышева.

Однако поступило отрицательное заключение специализированного совета АОН при ЦК КПСС в 1985, на основании к-рого ВАК СССР отклонил ходатайство о присуждении П. ученой степени д-ра филос. наук. К принятию отрицательного решения приложили усилия представители парт. структур и нек-рые из видных философов того времени.

Соискателю был инкриминирован уклон в "гносеологизм" и "следование Ильенкову". П. — один из основателей ростовской науч. школы филос. культуры.

Им разработана функционально-генетическая концепция культуры: обоснована идея иррелиг. мифологии; выявлена особая, топонимическая форма мифа; определен предфилос. мифоморфный статус архаической мудрости; обоснована идея о существовании до филос. и вне филос. материалистич. интенционально-сти обыденного и науч.-теор. мышления, выявляемой "здравым смыслом" и фиксируемой в логике.

Им сформулирован и аргументирован вывод о разнородности и по генезису и по функции античной "эпистемы" и новоевроп. "науки"; обоснована идея о том, что античная филос. была мифологически оформленной рефлексией возникающего гос-ва как соц. ин-та и идеепродуцирующей инстанции; выявлены рефлексивные мифологемы, лежащие в основании архаико-доксографического досократовского определения филос., а также рассудочно-диатрибического и теологич. ее определений Платоном и Аристотелем.

Им установлено, что в производстве и трансляции филос. знания в истории европ. культуры сложились три его формы и соответствующие им традиции: класс. вульгарная и диатрибическая; выявлены осн. формы метафилос. скептицизма как самоотрицания филос. На материалах истории культур разл. регионов выявлены три пути культурогенеза: азиатский, античный греко-римский и новоевроп.; предложена идея квантованности социокультурного процесса; разработана модель кванта НТП. Теор. обоснована и внедрена в практику модель гуманистически ориентированного вузовского образования.

П. — автор статей в "БСЭ", "ФЭ", ж. "Новый мир", "Известия СКНЦ ВШ", в газ. "Известия", "Комс. правда", "Литературная газ." и др. Соч.: О естественно-историческом материализме // Уч. зап. Ростовского гос. ун-та. Ереван, 1957; Снова о книге А.Арнольдова // Новый мир. 1964. № 4; Паганель теряет обаяние // Комсомольская правда. 1964. 1 декабря;

Метафизика. [В соавт.] // ФЭ. Т.3. М., 1964; Личность на грани катастрофы // Новый мир. 1966. № 9; Наука познает себя. [В соавт.] // Новый мир. 1968. № 6; Социология науки. [В соавт.]. Ростов-на-Д., 1968; О специфике философского знания.

Ростов-на-Д., 1973; Наука на рубеже двух эпох. [В соавт.] // Гернек Ф. Пионеры атомного века. М., 1974; Проблема человека в философии Фейербаха. [В соавт.] // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1974. № 4; Марксистская философия как преодоление натур, философии. [В соавт.] // Актуальные методологические проблемы современной науки. Краснодар, 1980; Проблема специфики философии в диатрибической традиции.

Ростов-на-Д., 1980; Руссо // Настольный календарь.

М., 1987; Дидро // Там же. 1988; Культурология и проблемы гуманизации высшего образования. [В соавт.]. Ростов-на-Д., 1993.