Рашет Жан Доминик

(Rachette) — скульптор; род. в Копенгагене 22-го декабря 1744 г.; ум. в Петербурге 10-го июня 1809 г. Француз по происхождению, он родился и воспитался в Копенгагене, где, в 1764 г., получил от тамошней Академии Художеств малую золотую медаль.

Артистическая его деятельность, на первых же порах, имела большой успех, и он сразу приобрел известность среди местной аристократии, что открыло ему двери в дома многих знатных и влиятельных лиц. Одним из первых таких лиц был министр фон Доккум, дочь которого, Эстер-Христина, вскоре страстно увлеклась молодым художником.

Отец, охотно покровительствовавший художнику, тем не менее, вовсе не пожелал иметь его своим зятем и не только перестал принимать его к себе в дом, но и дочери своей устроил нечто вроде домашнего заключения.

Однако, им удалось устроить побег, и 25-го октября 1765 г. они повенчались.

После этого пришлось им подвергнуться гонению, и жизнь их проходила в упорной борьбе с нуждою, пока, наконец, в 1772 г. они не переехали в Гамбург, где работы его пошли успешнее.

Вскоре он получил звание члена Берлинской Академии Художеств.

Между тем, в это время, устраивался в Петербурге Имп. Фарфоровый Завод; выписывая для него лучших техников из-за границы, директор его А. Н. Щепотьев в качестве модельного мастера пригласил в 1779 г. (1-го мая) Рашета.

Здесь в нем принял большое участие адъюнкт-профессор Академии Гордеев, по рекомендации которого, 29-го января 1782 г., ему задана была программа на звание академика: "Представить реку Волгу со всеми ее признаками, в круглой фигуре, в величину обыкновенную" и исполнить ее в мраморе. 20-го июля 1785 г. он произведен был в академики скульптуры, в 1794 г. избран в адъюнкт-профессоры, а в 1800 г. получил звание профессора.

Из работ его известны: Медальон академика Леонарда Эйлера. — Мраморный бюст его же. — Статуя богиня Сивиллы, изображающая императрицу Екатерину II, "во вкусе древних греческих статуй", исполненная по заказу графа А. А. Безбородка; она была отлита мастером Василием Мажаловым из меди и весила 200 пудов; — это была первая крупная отливка из меди в нашей Академии Художеств; сперва она находилась на даче графа Безбородка — "Кушелевке", а теперь — в Царском Селе. — Бронзовая статуя фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского, в рост, по заказу гр. П. В. Завадовского, находящаяся в с. Глухове, которой И. И. Дмитриев посвятил стихотворение. — Мраморный бюст Г. Р. Державина (1793 г.), которому посвящено стихотворение поэта "Мой истукан", и который находится в библиотеке Казанского университета. — Мраморный бюст Е. Я. Державиной, первой жены поэта (1793 г.). — Маленькая сидящая фигура Юпитера-Громовержца, в Академии Художеств. — Дитя, тоскующее о потере птички, которая вылетела из клетки, в собрании П. П. Свиньина. — Десять медных вызолоченных барельефов, в Агатовой комнате холодной бани, в Царском Селе, и 12 разных фигур в наружных нишах той же бани (1785—1787 it.). — Мраморный бюст княгини Е. И. Гагариной, урожденной Балабиной, на надгробном ее памятнике, на старом Лазаревском кладбище Невской Лавры. — Павел I, барельеф, в собрании С. С. Боткина, в Петербурге. — Императрица Мария Феодоровна, барельеф, в том же собрании. — Павел І, горельеф в собрании А. А. Бахрушина, в Москве. — Граф С. Р. Воронцов, горельеф, у графини Е. А. Воронцовой-Дашковой, в с. Андреевском, Владимирской губ. — Гипсовый бюст Прокофия Акинфиевича Демидова, в Академии Художеств. — Его же бронзовый бюст (1780 г.), в С.-Петербургском Коммерческом училище.

Кроме того, им выполнены в 1779 г., из мрамора, по рисункам Козлова, "изобретенные Н. А. Львовым аллегорические барельефы для залы общего собрания Правительствующего Сената в Петербурге, и памятник над могилою князя А. А. Безбородко, в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге, тоже по идее H. A. Львова (1801 г.); бюст исполнен из бронзы, а самый памятник — из мрамора.

Из керамических работ Р. известны небольшой бисквитный бюстик Екатерины II, в собрании Д. Ф. Кобеко, и ваза, вроде веджвуда, с ласкаронами и скульптурною гирляндою, изображающею сбор амурами винограда. "Московские Ведомости" 1785 г., № 8; Краткая опись предметов, составляюших русский музеум Павла Свиньина, СПб., 1829 г.; И. Яковкин.

История Села Царского, СПб., 1831 г.; Фишер. Указатель находящимся в Академии произведениям, СПб., 1842 г.; Записки Г. Р. Державина, M. 1860; Сборник материалов для истории Импер. СПб. Акад Художеств, т. I. СПб. 1864; Wassiltschikoff. Liste de portraits russes, St.-Ptrsb. 1875; Сборник Импер. Русского Исторического Общества, т. XXIX, стр. 338—339, 494, 653. СПб. 1881; Д. Ф. Кобеко.

Скульптор Ж. Д. Рашет и его произведения. — "Вестник Изящных Искусств" 1883 г., стр. 636—646; Д. А. Ровинский.

Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. 1889; "Художественные сокровища России", 1902 г., стр. 277 и 296; Каталог Историко-Художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. 1905 г., вып. VII—VIII. А. Новицкий. {Половцов}