Рейфман Яков

Яков Рейфман. — ученый; род. в дер. Лагове при Опатове (Радомской губ.) в 1818 г., ум. в 1895 г. в Щебржешине.

Получил традиционное воспитание.

Пилпулистический метод, по которому Р. проходил Талмуд, не удовлетворил любознательного юноши, и Р. с увлечением отдался изучению средневековой евр. философии, а затем, ознакомившись с немецк. языком, стал изучать и новейшую философию.

Первая его научная работа (о некоторых апокрифических книгах) появилась в 1842 году в журнале "Zion"; за нею последовали два труда по критике Талмуда — "Tabnit ha-Bait" (1843) и "Pescher Dabar" (1845), и др. Исследования Р. обратили на себя внимание в евр. ученом мире, и вскоре у него завязалась переписка по научным вопросам с наиболее выдающимися евр. исследователями той эпохи: Рапопортом, Гейгером, Иостом, Луццатто, Заксом, Фр. Деличем и мн. друг. Поэт Л. Гордон в восторженных стихах воспел научные заслуги неутомимого труженика.

Престарелый М. Монтефиоре прислал в 1881 г. Р. серебряный бокал с выгравированным на нем древнееврейским стихотворением.

Проводя всю жизнь в крайней материальной нужде, в маленьком городке, вдали от умственных центров и больших книгохранилищ, Р. не мог в надлежащей степени использовать свои выдающиеся способности и большую эрудицию.

Из нескольких больших задуманных им трудов ему удалось опубликовать лишь незначительные отрывки.

Тем не менее, он и при столь неблагоприятных условиях издал целый ряд ценимых в научном мире исследований.

Кроме множества статей в разных немецких и еврейских изданиях, Р. опубликовал: "Toledot Rabbenu Zerachjah" (монография о р. Зерахья Галеви, 1853); "Chutha-Meschulasch" — "Три исследования": 1) о лингвистических познаниях творцов Талмуда; 2) о притчах у евреев; 3) примечания к сочинению "Mibchar ha-Peninim" (1859); "Kol Mebasser" (проспект нового переработанного издания труда р. Симона Кайяры "Halachot Gedolot", 1859); "Arbah Charaschim" (исследования о книгах: "Ben-Sira", "Sefer chasidim", "Seder ha-Tefilah" и "Scheutet" p. Ахаи-гаона (1860); "Mischloach Manot" (две научн. статьи, 1860); "Moade Ereb" (глоссы к Библии и Талмуду, 1863); "Meschib Dabar" (историко-критическое исследование о Барайте тридцати двух правил, ???? ??????????, 1866); "Teudat Israel" (о своеобразности евр. культуры, 1868); "Kan Zippor" (басня в стихах, 1870); "Imrot Jaakob" (о роли и значении знания, 1873); "Sedeh Aram" (исследование о Таргуме Онкелос, 1875); "Or Boker" (к критическому исследованию Библии и Талмуда, 1879); "Minchat Zikkaron" (глоссы к Библии, 1881); "Chobat ha-Ab li-Beno" (о воспитании детей, 1882); "Sanhedrin" (критическое исследование о древнем синедрионе, 1888) и мн. др. Из неопубликованных трудов Р. известны по названию: 1) "Lebonah Zakah" (исследование об "Aruch" Натана бен-Иехииля и об одноименном труде Соломона Пархона); 2) "Sedeh Aram" (часть 2-я); 3) "Debar Ester" (исследование о Targum-Scheni); 4) "Baal Berit Abraham" (примечания к комментарию Ибн-Эзры); 5) "Schemen la-Maor" (исследование о комментарии Маймонида к Мигане); 6) "Perozdor" (исследование о еврейской философии; одна глава опубликована в Ozar ha-Sifrut, II); "Cheker Mizwah" (о еврейских религиозных обрядах). — Ср.: Keneset Israel, III, 173—184 (автобиографическая заметка);

На-Asif, VI, 200—206; A. Geiger, Ozar Nechmad, II, 6—8; Sokolow, Sefer Zikkaron, 109—110, J. E., X, 365—6; W. Zeitlin, BHM, 300—304, M. Schwab, Repertoire etc., 312—314 (перечень 109 работ Р.). {Евр. энц.}