Рейтерн граф Михаил Христофорович

— статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета, министр финансов, председатель Комитета Министров.

Родился 12 сентября 1820 г. в г. Поречье, Смоленской губ., умер 11 августа 1890 года в Царском Селе. Древний дворянский род фон Рейтернов, из Лифляндии, ведет свое начало от Иоганна Рейтерна, переселившегося в XVII столетии из Любека в Ригу и получившего дворянское достоинство от шведского короля Карла XI; ближайшие потомки Иоганна фон Рейтерна занимали почетные должности в Риге, а некоторые из них состояли на службе в германских государствах; так, дед Михаила Христофоровича был Саксонским камергером.

Замечательная семья, к которой принадлежал Михаил Христофорович, верой и правдой служила России, как на поле брани, так и на мирном поприще общественной деятельности.

Отец Р., Христофор Романович, боевой офицер, служил в русской армии, был начальником кавалерийских войск в Южной России, участвовал в Отечественной войне и умер в 1833 году в чине генерал-лейтенанта; мать Р., Екатерина Ивановна, урожденная фон Гельфрейх, осталась вдовой с 14 детьми при самых ограниченных средствах, в то время, когда Михаилу было 13 лет; она была женщина образованная, умная, необыкновенной доброты и силы воли; развитием своих способностей Р. во многом был обязан как ее руководительству, так и влиянию просвещенной среды, в которой рос. В числе его свойственников находился поэт В. А. Жуковский, женатый на Елизавете Алексеевне фон Рейтерн, двоюродной сестре Михаила Христофоровича.

Первоначальное, тщательное воспитание Р. получил дома, затем подготовлялся в пансионе г. Верро и поступил в Императорский Царскосельский (теперь Александровский) Лицей, где воспринял многие благородные, истинно человечные идеи Пушкинской эпохи; образование свое он окончил здесь 19 лет от роду, награжденный за отличные успехи серебряной медалью, с чином IX класса, принадлежа к X лицейскому курсу, и к выпуску 1839 года. 5 февраля 1840 г. Р. определился на службу в Министерство Финансов, в Особенную Канцелярию по Кредитной части; пройдя в этой Канцелярии должности младшего и старшего помощника столоначальника, Р. в 1843 году перешел в Департамент Министерства Юстиции чиновником особых поручений, а в следующем году получил должность столоначальника.

В 1845 году, вслед за назначением Р. чиновником особых поручений VI класса, ему было дано Министром Юстиции поручение собрать сведения о практическом применении существующих в Остзейских губерниях правил судопроизводства в судебных местах ведомства Министерства Юстиции.

При командировании, в 1846 году, действ. ст. сов. Пущина для ревизии судебных мест в Таврической и Херсонской губерниях, Р. был назначен ему в помощь и находился в этой командировке около 8 месяцев.

По причислении в 1848 году к Департаменту Министерства Юстиции, он исполнял обязанности товарища герольдмейстера, с заведованием первой Экспедицией Герольдий. 24 февраля 1854 г. он был назначен старшим чиновником для особых поручений при начальнике Главного Морского Штаба Его Имп. Величества.

Управляющим Морским Министерством был в то время великий князь Константин Николаевич; под его руководительством и благодаря участию привлеченных им выдающихся людей, Морское ведомство одно из первых вступило, после Крымской кампании, на путь административных и хозяйственных реформ; по переходе в Морское Министерство Р. сделался одним из ревностнейших сотрудников великого князя, главным образом по хозяйственной части. Тотчас по назначений, Рейтерну было предложено принять участие в трудах комитетов, работавших над составлением "Свода морских постановлений" и "Хозяйственного устава" Морского Министерства; тогда же он был сделан членом Комитета о сметах Судостроительного Департамента Министерства и назначен в помощь вице-адмиралу Меликову при ревизии дел этого Департамента; кроме того, он состоял членом Комиссии для разъяснения затруднений и жалоб по поставке пеньки на Кронштадтский канатный завод и принимал деятельное участие в образовании эмеритальной кассы Морского ведомства.

В конце 1854 года Р. был произведен, за отличие по службе, в действительные статские советники, а в феврале 1855 года назначен чиновником особых поручений Морского Министерства.

Вслед за тем для него наступило время служебных командировок, которые дали ему возможность ближе узнать Россию и совершить продолжительное заграничное путешествие.

С окончанием Крымской войны явилась надобность в обревизовании некоторых казенных сооружений и учреждений; миссия эта частью была возложена и на Р.: по желанию великого князя Константина Николаевича, Р. был командирован, в мае 1855 года, в Архангельск, а потом в Астрахань, для осмотра казенных зданий и ревизии строительного и госпитального управлений в этих городах.

Пробыв в командировке шесть месяцев, он возвратился в ноябре в Петербург, но уже через несколько дней ему было Высочайше повелено отправиться за границу "для собрания сведений к усовершенствованию счетоводства относящихся". За границей Р. оставался почти три года, сперва в Пруссии и Северо-Американских Соединенных Штатах, а затем во Франции и Англии.

Ближайшей его задачей было изучение морского счетоводства; в "Морском Сборнике" за 1859 год им помещены две специальные статьи: "Счетоводство Прусского Морского ведомства" и "Материальное счетоводство Французского Морского ведомства"; кроме того, он воспользовался своим пребыванием в иностранных государствах для подробного ознакомления с их финансовым строем и, таким образом, расширил свои знания и опыт, которые ему вскоре пришлось применять в делах государственного управления.

По возвращению из-за границы, в сентябре 1858 г., он был пожалован, по представлению великого князя Константина Николаевича, в статс-секретари.

В декабре 1858 года Р. был назначен управляющим делами Комитета железных дорог, только что учрежденного под председательством канцлера графа К. В. Нессельроде; по желанию великого князя Константна Николаевича, он был назначен, 10 июля 1859 года, членом Совета Министерства Финансов, с оставлением в Морском Министерстве заведующим эмеритальной кассой.

Как член Совета Министерства Финансов, Р. принял участие в трудах комиссии о земских банках, о реформе Государственного Банка, о преобразовании Заемного Банка в особый банк для казенных вкладов и об улучшении системы податей и сборов; кроме того, он вошел в число членов Комиссии, составлявшей проекты законоположений о преобразовании откупной системы взимания питейного налога и об учреждении акцизной системы.

В 1859 году он был пожалован в тайные советники и назначен, в январе 1860 года, управляющим делами Комитета Финансов.

В следующем году он вновь был командирован с поручением от Морского Министерства за границу, а по возвращении был сделан членом Финансовой по крестьянскому делу комиссии по выработке положения 19 февраля 1861 года, где содействовал разрешению вопроса о выкупе отводимых в надел крестьянам земель; в этом же году он вступил в число членов Ученого Комитета Министерства Финансов.

В январе 1862 года последовало назначение Р. председателем Комиссии по пересмотру системы податей и сборов, а затем, 23 января, одновременно с увольнением А. М. Княжевича от должности Министра Финансов, Р. повелено быть Управляющим Министерством Финансов с оставлением в звании статс-секретаря.

Вступив в управление Министерством, Рейтерн вошел в состав образованной по его мысли высшей контрольной Комиссии для рассмотрения коренных начал нового устройства касс и ревизии, а также в состав Западного Комитета; 17 апреля он был награжден орденом св. Анны 1-й ст. с Императорской короной, а 6-го декабря 1862 года назначен Министром Финансов. — В то время экономическое и Финансовое положение России обнаруживало все признаки денежного и коммерческого кризиса.

Это было трудное время всем известного перелома в обществе и государстве, в быте всего народа, время выступления на арену общественной жизни многих новых деятельных сил, стремлений и требований, встретившихся в борьбе с обреченными на погибель обветшавшими традициями; тогда, на обломках разрушавшихся старых финансовых порядков, в стране, стоявшей на краю хозяйственного разорения, должны были создаваться условия новой жизни, обеспечивающие государству его экономический прогресс.

Недавно перед тем оконченная Крымская война истощила русские государственные финансы; вызванные ходом политических событий и ростом культурных сил России обширные внутренние преобразования требовали значительных денежных затрать; осуществление крестьянской реформы поглощало много средств, поставив, между прочим, нашу финансовую администрацию лицом к лицу с многомиллионным населением плательщиков податей, причем необходимое переустройство системы и управления обнаружило большие несовершенства; осуществляемые и намеченные преобразования требовали напряженных усилий для поднятия финансовых средств государства.

Надлежало найти источник необходимых средств, надлежало освободить и дать ход самодеятельности и предприимчивости населения, ввести в практику вспомогательные учреждения, дать возможность развиваться торговле, промыслам, просвещению, чтобы извлечь из страны нужные для государственного хозяйства и управления средства.

Между тем, положение было критическое и требовало решительных действий: каждый год издавна, со времен Имп. Екатерины II, заключался с дефицитами, — дефицит 1860 года достигал 17 миллионов рублей, 1861 года — 15 миллионов, 1862 года — почти 20 миллионов рублей; долги, как процентные, так и беспроцентные, возрастали постоянно и делались собственно для покрытия недостатка средств на текущие расходы, почти без всяких новых производительных затрат; при этом увеличение расходов предвиделось и в будущем; доверие к нашим финансам среди европейских капиталистов было ослаблено, кредит наш стоял низко, частный кредит отсутствовал, самодеятельность населения была чрезвычайно стеснена, в железных дорогах чувствовалась неотложная необходимость, а их в России почти вовсе не было; природные богатства страны и народные силы гибли без движения и приложения.

Нужна была вся энергия Р. и верное понимание им положения дела для того, чтобы сколько-нибудь упорядочить царствовавший хаос, легкомыслие и хищничество в финансовом управлении и в отношении к государственным средствам и дать сильный толчок развитию производительных сил в стране.

Откладывать введение надлежащих изменений было невозможно: для улучшения всего государственного хозяйства надо было решиться и на огромные затраты, и на соблюдение строгой бережливости, надо было вызвать доверие в общественных элементах и заручиться их продуктивной деятельностью посредством открытия путей для нее; надо было обладать идеей и планом экономического устройства государства, мужеством и выдержкой в преследовании целей, политическим тактом, практическими знаниями и большой трудоспособностью.

Всеми этими данными отличался Р. и его способ управления.

Важная государственная заслуга Р. заключалась в том, что, приступая к выполнению возложенных на него задач, он обратил главное внимание на развитие производительных сил страны и употребил усилия на устранение препятствий к развитию народных богатств, которые коренились в общем экономическом строе русской жизни; Р. верно понял, что ему надо в своей сфере бороться с недостатком предприимчивости у общества и народа, с отсутствием кредита и с громадностью расстояний между различными областями государства, не связанными соответственными, удобными и общедоступными путями сообщения.

Некоторые шаги в направлении прогрессивных реформ по финансовому ведомству, сопровождаемые не только установлением известных теоретических взглядов на русские финансовые задачи и внутреннюю финансовую политику, но и практическими результатами, были сделаны еще до занятия Р. министерского поста. Начала преобразований в отношении финансовой администрации заключались в постепенном и все большем допущении гласности в делах, в установлении однообразного порядка составления государственной росписи, в единстве кассы и в организации самостоятельного контроля, "по документам и на самом месте, всех операций, и денежных и материальных, всех, без изъятия, отраслей Государственного управления". В 1861 году, между прочим, предшественник Р., A. M. Княжевич, представил государю всеподданнейшую записку, где высказал, что при рассмотрении предположений Комиссии о преобразовании системы прямых податей, касающихся всех классов народа и тесно связанных со всеми условиями экономического его быта, желательно участие не только представителей администрации, но и "лиц, принадлежащих к тем сословиям, которые отбывают означенные повинности, а потому наиболее способны судить о лучшем способе их распределения и взимания". В декабре же 1861 года, по представлению того же министра, Комитет Финансов обсуждал вопрос об опубликовании росписи и полагал публиковать краткую табель доходам и расходам, предоставив усмотрению Министерства Финансов необходимые объяснения доводить до общего сведения в повременных изданиях.

Предположение это, вносившее совершенно новое начало гласности в распорядки Финансовых управлений — обнародование государственных росписей, до тех пор считавшихся почти государственной тайной, было Высоч. утверждено 1 января 1862 года. За границей эта мера, т. е. разрешение опубликования бюджета, встречена была с живым участием и одобрением; ввести ее в практику выпало на долю Р. в первый же год его управления Министерством.

Выработанные после 3-летних трудов специальной комиссии "Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений", по обсуждении их в Государственном Совете, были Высочайше утверждены 22 мая 1862 года. Специальной же комиссией, кроме того, были составлены новые формы смет. Новая система основывалась на трех главных положениях: а) государственная роспись представляет исчисление всех доходов и расходов государства, за исключением лишь имеющих специальное назначение и сумм, не принадлежащих Государственному Казначейству; б) все государственные доходы сосредоточиваются и кассах Министерства Финансов; в) поверка доходов и расходов производится по подлинным документам особыми независимыми органами.

Таким образом, появился закон о полном преобразовании сметной и кассовой частей; сметными правилами было подтверждено и обнародование государственной росписи; рассмотрение финансовых смет возложено на Департамент Государственной Экономии.

Прилагая свой труд и знания к делу введения единства кассы и упорядочения составления росписей государственных доходов и расходов на первых порах своей деятельности, Р. встретил в этом деле единомышленника и пособника в лице В. А. Татаринова, председателя специальной Комиссии по разработке коренных начал преобразования государственной отчетности и их практическом осуществлении, ставшего вскоре во главе преобразованного Государственного Контроля.

Введение нового порядка составления росписей государственных доходов и расходов, а также упорядочение кассового устройства и ревизионного дела благотворно повлияли на развитие нашего государственного хозяйства; в том же направлении действовали экономические и финансовые меры, принятые Р. в последующее время. В начале того же периода, обильного коренными реформами в нашей государственной жизни, Р. принимал непосредственное участие в устройстве выкупной операции, являвшейся краеугольным камнем освободительного акта с его материальной, или финансовой стороны.

Нужно, однако, заметить, что выкупные платежи по ссуде правительства за счет крестьян, возмещавшей помещикам отошедшие от них, в надел крестьянам, земли, поступали от жителей в первые же годы не вполне успешно и не достигали оклада; вскоре уже (в 1867 году) было предоставлено губернаторам, в случае накопления недоимки свыше полугодового оклада, принимать через полицию меры взыскания; но министр финансов мог входить с представлением о льготах, — отсрочке, рассрочке и сложении части недоимок, — производились исследования, выяснялось соотношение между высотой выкупных платежей и доходностью наделов.

К числу многих мероприятий того же начального времени управления Р. должны быть отнесены: проведение в жизнь питейной реформы и постепенной введение акциза.

Вообще, вся деятельность Министерства Финансов по части косвенного обложения в царствование Имп. Александра II представляет ту особенность, что система откупов утрачивает свое значение, а обложение питей, табака и сахара основываются окончательно в порядке акциза; постепенно в системах акцизного обложения делались существенные улучшения и подготовлялись реформы, направленные к наибольшему усовершенствованию этих систем.

Тотчас же Р. были предприняты меры по расширению и облегчению частного кредита, а также торговли и промыслов; с отменой подушной подати с мещан введен был налог на городские недвижимые имущества, проектируются новые налоги, преобразуются старые; возбуждается вечный вопрос об экономии, о сокращении расходов, — предмет постоянной заботы и борьбы Р.; поднимается и растет железнодорожное дело; выдвигается вопрос о более равномерном и справедливом распределении налогов между сословиями; наступает небывалое развитие промышленности.

И наряду со всем этим — усиление обложений, биржевая игра, разорительное концессионерство, увеличение государственной задолженности, — зависевшие от ошибок в сфере финансовой политики и от крупных политических событий (восстание в Польше, война), нарушавших правильность развития государственной жизни и вносивших неблагоприятные осложнения в дело устройства русских финансов.

Взятая же в целом деятельность Р. по управлению финансовым ведомством, продолжавшаяся свыше 16 лет, ознаменовалась рядом мероприятий, направленных к поднятию народного благосостояния и к улучшению государственного хозяйства. — Проекты некоторых имеющих государственное значение мер, прославивших Р. и осуществленных на практике во время его управления Министерством, были выработаны при участии Р. еще до назначения его министром.

Государственный Совет в 1860 году признал, с Высоч. утверждения, что с 1 января 1863 года должна быть введена в России одна общая, чисто акцизная система взимания питейных сборов, и предоставил Министерству Финансов составить подробный проект о прекращении откупов и установлении акциза.

Составленное при участии Р. "Положение о питейном сборе", уничтожавшее систему винных откупов, было Высоч. утверждено 11 июля 1861 года. В тот же день был издан и новый указ об акцизе с табака.

С того же 1861 года стали возникать в России частные кредитные учреждения, взаимные и акционерные, развитие деятельности которых во всевозможных видах все время затем находилось под особым покровительством Министерства Финансов; первым из них было учреждено "Первое С.-Петербургское городское кредитное общество". Вступив в управление Министерством Финансов, Р. составил в марте 1862 г. предварительные соображения Р. доходах и расходах на 1863 год и раньше, чем внести свой доклад в Комитет Финансов, представил его на Высоч. рассмотрение; по исчислению Р. дефицит в 1863 году мог достичь 50 миллионов руб., не считая ожидаемых крупных расходов на осуществление готовившихся преобразований и предположений (устройство университетов, гимназий, преобразование полиции, губернских учреждений, судебной части, улучшение путей сообщения и т. д.); кроме проектировавшихся значительных сокращений в расходах, главным образом, по военным ведомствам, Р. полагал установить новые налоги, преобразовать соляной налог, увеличить существующие налоги (подушный налог с сельских обывателей и был затем увеличен на 25%); при последовавшем обсуждении проектов Р., особенно по вопросу об экономии, выдвинулся статс-секретарь Валуев с особым — одобренным Государем — мнением, где указывалась необходимость мер к ободрению, поощрению и развитию производительных сил государства и выражалась уверенность в подъеме материального благосостояния страны и ее творческих способностях.

Упорядочивая и сокращая, сколько возможно, непроизводительные расходы и вызывавшиеся ими государственные займы, Р. организовал в России частный кредит в форме акционерных и общественных банков; при нем же начинается развитие учреждений мелкого кредита и образуются ссудно-сберегательные товарищества.

В десятилетие с 1862 по 1872 год Министерство Финансов разработало и представило к надлежащему утверждению несколько законопроектов общего характера, относящихся до частных и общественных кредитных учреждений: 6 февраля 1862 года издано Положение о городских общественных банках, 17 мая 1871 года — о порядке учреждения кредитных учреждений земствами, 31 мая 1872 года — общие правила о порядке учреждения кредитных установлений, частных и общественных вообще. 3 декабря 1862 года утверждены были предложения Р. (также и Валуева), высказывавшиеся против ходатайства русских заводчиков об ограничении ввоза заграничного железа и стеснении иностранного соперничества повышением таможенных пошлин, — Р. решительно высказался против этой меры, считая, что она явилась бы "в прямой ущерб государству и потребителям". Взамен прежней регалии, в 1862 году была применена акцизная система к соли, причем соль вздорожала, а доход казны увеличился. 16 декабря того же 1862 года стал действовать новый Устав сберегательных касс. Технологический Институт преобразован в чисто специальное высшее учебное заведение. 17 декабря 1862 года Высоч. утвержден внесенный Р. проект Положения об устройстве горнозаводских сельских обществ.

Вслед за производимыми по финансовому ведомству реформами и ликвидацией старых кредитных учреждений, особенно настоятельной потребностью представлялось преобразование нашей денежной системы и упрочение валюты; огромные выпуски кредитных билетов по случаю Крымской войны совершенно вытеснили из обращения звонкую монету, — бумажные деньги не разменивались, понизились в цене и подвергались постоянно новым колебаниям, вредно отражавшимся на всей торгово-промышленной жизни, для которой в других отношениях подготовлялся простор.

По назначении Р. управляющим Министерством Финансов опять, как и при его предшественниках, был возбужден вопрос об открытии свободного размена бумажных денег, и Р. ранее других финансовых мероприятий поставил на очередь упорядочение нашей денежной системы,— сделана была известная, кончившаяся неудачей, попытка установления размена посредством сокращения беспроцентного государственного долга путем выкупа кредитных билетов на средства особого процентного займа: 14 апреля 1862 года заключен был заем в сумме 15 млн. Фунтов стерлингов (по курсу 1 ф. ст. = 6 руб. 40 коп.), т. е. свыше 94 млн. руб.; но на усиление разменного фонда было обращено всего 40 млн. руб., — сумма совершенно недостаточная для предположенной цели. Предпринятая попытка произвести реформу денежного обращения сопровождалась полным неуспехом и доставила казне большие потери вследствие нескольких причин — внешних, в виде, главным образом, политических событий, и внутренних, принадлежащих и заключающихся в самом проекте: так как постепенно понижающиеся цены, по которым Госуд. Банк продавал и покупал золото (полуимпериалы), были объявляемы заранее, то в начале было выгодно вносить в Банк золото, а также и серебро, требуя в обмен кредитные билеты, с тем, чтобы затем эти же билеты через известный промежуток времени предъявлять тому же Банку к размену на золото и серебро по повысившимся для билетов и, наоборот, понизившимся для золота ценам, — этим, именно, приемом воспользовались спекулянты к невыгоде Банка или казны; с другой стороны, политические обстоятельства осложнились: произошло польское восстание; вновь были выпущены в огромном количестве кредитные билеты, денежный фонд истощался расходами, сделан был новый заем в 6 млн. фунтов стерл., вывоз понизился, ввоз возрос, возросло требование на золото, вексельный курс стал падать.

В ноябре 1863 года на Петербургской бирже произошло небывалое смятение, русские фонды потерпели страшное падение на иностранных рынках.

Р. не оставалось ничего другого, как представить о прекращении размена: журнал Комитета финансов об этом был Высоч. утвержден 5 ноября 1863 года; кроме того, Государственному Банку было предоставлено при настоятельной необходимости производить, в подкрепление касс, временные выпуски кредитных билетов, не выше 15 млн. рублей каждый выпуск, и с тем, чтобы при первой возможности билеты изымались из обращения.

Так закончилась эта неудачная попытка восстановления размена кредитных билетов, весьма отяготившая финансовые учреждения и воспоминание о которой долго служило препятствием для возникновения в ведомстве серьезных проектов денежной реформы.

На 1862 год доходы были исчислены в 310? млн. руб., а расходы в 335? млн. руб., но, кроме того, сверх росписи, было предположено расходов на 110 млн. pуб. Обращение кредитных билетов в то время составляло почти 700 млн. руб. По действительному исполнению росписи 1862 г. по обыкновенным доходам и расходам оказался дефицит в 11? млн. руб. с лишком.

Курс кредитного рубля не был, однако, так низок, как случалось позднее: за 100 франков платили всего 27 руб. В 1863 году были совершены некоторые из прославивших Р. податные преобразования: земское и городское хозяйство основано было на имущественном, а не на подушном обложении, — подушная подать с мещан была отменена, и вместо того введен налог на недвижимые имущества в городах, посадах и местечках; для пересмотра системы податей и сборов образована была особая комиссия.

Вообще, Р. много занимался вопросом о преобразовании подушной подати и с крестьян, а также о мерах, которые облегчили бы слишком обремененную часть крестьянского сословия.

В том же 1863 году Р. представил Государственному Совету об окончательном отнесении всех государственных земских расходов на счет казны и о покрытии их из общих ее средств, с надлежащим преобразованием системы существовавших налогов и сборов, с целью обеспечить казне возможность удовлетворения означенных расходов и для правильного распределения податей между сословиями; однако же, осуществление и даже подробное рассмотрение этого и позднейших подобных предположений замедлялось и откладывалось вследствие различных причин (как, напр., война с Турцией в конце 1870-х годов). Высочайше утверждены были знаменитые, выработанные с участием Министерства, Правила о земских повинностях, коренным образом преобразовавшие строй земских повинностей в губерниях, где вводились земские учреждения, — изменялось самое понятие о земских повинностях, так как закон предоставлял усмотрению земских учреждений вносить в сметы и такие расходы, которые не упомянуты, как обязательные, но производство которых признается самим Земством необходимым и полезным.

В том же 1863 году издано "Положение о пошлинах за право торговли и промыслов", проект которого был внесен Р. в Государственный Совет и Высоч. утвержден; "Положение" значительно обложило мелкую торговлю; оно подвергалось затем изменениям, (в 1868 году распространено и на Царство Польское, а в 1870-х годах обложение торговли и промыслов, вообще, было усилено).

Издан преобразованный Устав о сахарном акцизе (в 1867 году акциз был увеличен до 50 коп. с пуда, а в 1870 году доведен до 70 коп.). На местах в это время все акцизы постепенно объединялись в ведении совершенно самостоятельных органов финансового управления.

Образован в Министерстве Горный Департамент.

В 1863 и 1864 годах были отменены почти все вывозные пошлины, — казна потеряла при этом свыше миллиона рублей, заграничная же наша торговля выиграла.

К развитию нашей фабрично-заводской промышленности начинают направляться все таможенно-тарифные мероприятия Министерства финансов.

Расширен льготный провоз земледельческих орудий; уменьшаются морские пошлины, сухопутные оставляются пониженными, для устранения всякого повода к усилению контрабанды.

Чтобы удешевить выделку наших мануфактурных произведений, снимается пошлина, с хлопка.

В 1867 году изданы правила о правах французских акционерных товариществ и обществ (затем, уже в 1866 и 1867 годах, были изданы правила для Бельгии, Италии и Австрии). 9 апреля 1863 года был утвержден Устав первого учреждения для краткосрочного кредита — Первого С.-Петербургского.

В 1864 году Р. был пожалован орденом св. Владимира 2-й степени.

К этому году осуществляется разделение ведомства окладных и неокладных сборов.

С 1 января фактически было введено единство кассы доходной и расходной: кассы Министерства финансов соединили в себе все поступления государственных доходов и стали производить государственные расходы непосредственно.

Такое единство кассы началось с Петербурга и постепенно, к 1866 году, было введено во всех местностях России (за исключением Закавказского края). К 1864 году относится, в связи с крестьянской реформой, возникновение нового центрального установления Министерства финансов — Главного Выкупного Учреждения, т. е. С.-Петербургской Сохранной Казны. Частичные реформы в устройстве финансового управления совершались за это время постоянно. 28 июля 1864 года утвержден был Устав первого акционерного коммерческого банка в России — С.-Петербургского частного коммерческого банка; в то время частного кредита почти не существовало, и дело казалось столь рискованным, что банк просил у правительства миллионной беспроцентной ссуды. Но Р. оказывал поддержку делу организации частного кредита, правительство покровительствовало возникновению акционерных банков, и коммерческие учреждения стали быстро создаваться: с 1864 по 1873 год был учрежден 31 акционерный коммерческий банк, а в 1871—1873 годах 11 акционерных земельных банков.

Устав первого земского банка, в Херсоне, был утвержден в 1864 году. 24 августа 1864 года были Высоч. утверждены предложенные Р. формы финансового отчета.

Низкий сначала акциз на спирт, при котором пьянство увеличилось, был повышен в 1864 году на 25%. Состоялось изменение гербового сбора, устав о котором изменялся и в последующие годы (1873, 1874). Почти все таможенные пошлины и разные сборы с товаров, вывозимых из России по европейской границе, были отменены; все вообще пошлины значительно понижены для облегчения сбыта русским произведениям.

Утверждено положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели.

Исполнение росписи за 1864 год дало в результате дефицит в 90 млн. руб. Польское восстание и война на Кавказе сильно влияли на финансовое состояние государства. 5%-ные и 6%-ные наши займы опускались до 60 и 80. Пришлось прибегнуть в первый раз в России к внутреннему кредиту: 13 ноября был выпущен 5%-ный с выигрышами заем — однако он не был весь покрыт при подписке и часть его принужден был принять Государственный Банк. Утвержденный в 1863 году проект "Положения о торговых и промысловых пошлинах", ввиду встретившихся неудобств и недомолвок, был переработан, внесен в Государственной Совет в 1864 году и Высоч. утвержден 9 февраля 1865 года; затем, позднее, "Положение" подвергалось дополнениям и изменениям по мере развития в стране торгово-промышленных оборотов и возрастания потребностей государственного казначейства.

В 1865 г. Р. награжден был орденом Белого Орла. С 1865 года учреждены временные штаты таможенных учреждений (с 1869 года— постоянные).

В 1865 году Министерству финансов предоставлено объединить обложение табака в Империи и Царстве Польском; заведование сахарным акцизом окончательно передано Департаменту неокладных сборов Министерства финансов; к следующему году реорганизованы были меры наблюдения за добыванием соли и взиманием акциза, — соляные правления, стража и команда были упразднены.

Р. внес в Государственной Совет представление, Высоч. утвержденное 31 мая, об отмене пошлин и карантинных сборов с отпускных товаров по всей азиатской границе.

В этом и следующем году предоставлены льготы по торговле кяхтинским (сухопутным) чаем. Пересмотрены трактаты и заключен договор о торговле и мореплавании с Италией, на началах наибольшего благоприятствования.

Между тем, неотложная потребность России в железных дорогах назрела окончательно, но исполнять заказы, сопряженные с железнодорожным строительством, в России было некому; также немыслимо было принять расходы на счет государства, потому что постройка главной предположенной сети за 12 лет увеличила бы государственный долг на 1? миллиарда рублей; нельзя было, поэтому, не остановиться в 1865 году на предложенном П. Г. фон Дервизом и А. И. Колеминым проекте постройки железных дорог концессионным порядком на гарантированные правительством облигации.

Капитал на постройку Рязанско-Козловской жел. дор. был реализован в облигациях, выпущенных в талерах и помещенных преимущественно в Германии у мелких капиталистов.

Р. ожидал, что постройка железных дорог усилит промышленную производительность в России, что и оправдалось в действительности.

Хотя железнодорожные концессии и беспрерывный выпуск облигаций нанесли ущерб нашему кредиту и вовлекли казну в большие затраты на образование специального железнодорожного капитала и на уплату гарантий по акционерным капиталам, тем не менее, расчет Р. на поднятие производительных сил страны и бюджетных доходов с постройкой железных дорог оправдался, главным образом, в том смысле, что дороги дали громадный толчок хлебному отпуску, расширили сбыт мануфактурных изделий и создали для народонаселения новые заработки. 14 февраля 1866 года был выпущен второй внутренний 5%-ный с выигрышами заем. В то же время, ввиду затруднительного положения финансов государства (дефицит 1865 года составил — 54 млн. руб.), Р. обратил энергичное внимание на экономию в расходах и стремился к сокращению сверхштатных ассигнований (постепенно, благодаря ему, и понизившихся с 35 до 15 и 9 млн. руб.). В сентябре 1866 года Р. представил Государю доклад о финансовом н экономическом положений государства и о мерах к улучшению этого положения: в переходное время реформ — крестьянской и судебной, глубоко изменивших общественную жизнь России, нельзя было, по мнению Р., рассчитывать на скорое и совершенное улучшение финансов страны; надлежало, поэтому, во избежание затруднений, снова усилить налоги и, отказавшись не только от всякого излишества, но даже от многого необходимого, значительно сократить расходы;

Р. полагал, что необходимые, по его исчислению, для покрытия предстоявших в 1867—69 годах дефицитов 45 млн. руб. могли быть получены посредством внешнего займа, но затем все средства кредита, преимущественно внутреннего, надлежало обратить на самую производительную из всех потребностей — сооружение железных дорог, которое является положительно важнейшей для будущности России задачей правительства.

Р. испросил Высоч. соизволение на то, чтобы "впредь, до времени, не допускать никаких сверхсметных расходов, кроме вызываемых чрезвычайными обстоятельствами, уменьшить некоторые расходы по Морскому и Военному ведомству, обязать Комитет финансов представить Государю перед заключением росписи о всевозможном сокращении всех вообще расходов". Представленный Р. доклад обсуждался в Комитете финансов, в Высоч. присутствии, 29 сентября 1866 года. По вопросу об улучшении бюджета пришли к следующим заключениям: а) при существующих обстоятельствах нельзя избегнуть увеличения налогов; приращение поступлений могут дать — подушная подать, доход с сахара и доходы с государственных имуществ; б) необходимо обратиться к усиленному сокращению расходов, обсудив это дело в присутствии Его Величества в Совете Министров; в) для того, чтобы положить предел ежегодно увеличивавшимся в поразительных размерах сверхсметным расходам, надлежит обращать на кредит в 4 млн. руб. (на чрезвычайные по государству издержки) лишь расходы действительно чрезвычайные, не имеющие ничего общего с обыкновенными, и не иначе, как по всеподданнейшим докладам Министра финансов; остальные же сверхсметные кредиты без всякого исключения испрашивать через Государственный Совет и относить их на счет действительных остатков от заключенных смет. Об этих ограничениях сверхсметных расходов было тогда же объявлено всем Министрам и Главноуправляющим.

Законом 23 мая 1866 года были преобразованы Казенные Палаты и изменены их штаты. Последовало объединение финансового управления Царства Польского и отчасти Закавказского края с общим финансовым управлением Империи; в следующем же году состоялось подчинение Министерству финансов всех частей финансового управления в губерниях Царства Польского.

Внесенное Р. в Комитет Министров представление о дозволении свободного, вне цехов, производства ремесел в Прибалтийских губерниях, С.-Петербурге и т. п. — Высочайше утверждено в 1866 году. Закон 21 ноября установил предельность земского обложения документов на право торговли и промыслов.

Дефицит в 1866 году предполагался по росписи в 21,6 млн. руб., по отчету же, т. е. при исполнении росписи, оказалось 56,9 млн. руб., что, вместе с 25,2 млн. руб., израсходованных на сооружение железных дорог, было покрыто займами и другими чрезвычайными поступлениями.

В 1867 году состоялся пересмотр таможенного тарифа 1857 года; главной целью при этом было поставлено возможное усиление государственного дохода: понижена ввозная пошлина на изделия, обложенные раньше почти запретительными пошлинами и ввозившийся почти исключительно контрабандой, и повышен тариф на изделия высшего разбора, как предмете роскоши; произведено было вообще понижение и упорядочение тарифов.

В конце года Р. внес в Государственный Совет проект таможенного тарифа; с некоторыми изменениями проект этот был Высоч. утвержден 5 июня 1868 года и вступил в силу с 1 января 1869 года; при выработке тарифа Р. впервые прибег к гласности и опросу фабрикантов; тариф этот несомненно влиял на успешное развитие нашей промышленности и оставался без перемен 8 лет, причем первое изменение произведено в 1876 году по финансовым соображениям.

Вывозные пошлины на лес и лесные товары были сложены.

Возвышен акциз на сахарный песок туземного приготовления; возвышена подушная подать с сельских обывателей на 50 коп.; усилена власть губернского начальства по взысканию недоимок выкупных платежей; урегулирован долг по выпуску 4%-ных металлических билетов Госуд. Банка; предоставлено Банку принимать в платежи звонкую монету, русскую и иностранную, и золото и серебро в слитках, — и таким образом, положено начало накоплению металлического фонда. Последовало понижение пробы серебряной монеты и уменьшение объема медной. 21 ноября издан закон о порядке исполнения земских раскладок.

Корпус горных инженеров обращен в гражданское ведомство; годом раньше Институт горных инженеров стал открытым заведением.

Решена была продажа Николаевской жел. дороги для образования фонда на довершение постройки жел. дорог; в этот же фонд предназначено было обратить также вознаграждение, причитавшееся России за уступку Северо-Американским Соединенном Штатам бывших наших владений в Северной Америке.

Расход в 35 млн. руб. по сооружению жел. дорог был отнесен на счет железнодорожного фонда, пополнявшегося преимущественно путем специальных железнодорожных займов, кроме подобных, приведенным выше, исключительных операций.

Меры, принятые к увеличению налогов и сокращению расходов, при общем подъеме производительных сил страны и усиленном развитии торгово-промышленной жизни, дали результаты удовлетворительные: дефицит, составлявший в 1863—66 годах от 49 до 90 млн. руб., сократился в 1867 году до 9,9 млн. руб., покрытых из выручки по займам.

В 1868 году Р. был награжден орденом св. Александра Невского.

Усиленная постройка железнодорожной сети продолжалась; хотя она совершалась частными концессионерами, казна тем не менее была вовлечена в большие затраты на образование специального железнодорожного фонда и на уплату гарантий по акционерным капиталам; железнодорожные концессии и появившееся банковское грюндерство породили различные злоупотребления и алчную биржевую игру; необходимо было усмирить эту бешеную охоту за железнодорожными концессиями и упорядочить операции с ними монополизировавших дело капиталистов.

По докладу Р. были утверждены новые правила о даровании концессий; при этом Р. развивал мысль о необходимости обращать все способы казначейства и государственного кредита на довершение и сооружение линий, особенно выгодных в экономическом отношении. (Надо заметить, однако, что и новые правила не достигли намеченной цели и не прекратили злоупотреблений концессионеров). 9 июня 1868 года Высоч. повелено было передать Николаевскую жел. дорогу Главному Обществу.

Для надзора за контрабандой учреждено морское крейсерство.

В 1869 году утверждены предложения Р. касательно понижения и облегчения горной подати.

Снова подтверждено всем министрам о соблюдении строгой бережливости — тем не менее сверхсметные расходы повысились.

По указу 11 июля 1869 года был произведен третий выпуск 5%-ных банковских билетов на 15 млн. руб.; выручено было всего 12 млн. руб., и кредитные билеты были, вопреки предположению, не сожжены в то время, — лишь в 1871—1872 годах сожжено их на 12 млн. руб. В 1870 году Р. награжден чином действительного тайного советника.

Существовавшее в Царстве Польском с 1866 года Центральное управление акцизными сборами упразднено с 1 января 1870 года, и акцизный надзор передан в ведение Губернских управлений.

Издан, по представлению Р., закон о привилегиях.

Произведен железнодорожный заем на 12 млн. фунтов стерлингов из 5%, с погашением, в течение 81 года; выручка — около 74 млн. руб. — обращена была на приобретение казной облигаций пяти железных дорог (в следующем году — второй выпуск облигаций железных дорог). В действительном исполнении росписей на 1868—1870 годы дефициты по обыкновенному бюджету постепенно сократились с 19,7 до 1,2 млн. руб.; государственный долг, с банковскими долгами, — составлял в 1870 году 2504 млн. руб. В 1871 году составлены были правила продажи убыточных казенных горных заводов.

Многими положениями Министерства Финансов установлены льготы и облегчения по добыче частными лицами минералов и металлов; старинный взгляд на добычу золота, как на монополию казны, окончательно упраздняется уже с Устава 1870 года. Горному Институту всецело был придан характер высшего учебного заведения.

Подобно тому, как в 1869 году, вновь было подтверждено о строгой бережливости.

Издан Устав о табачных фабриках.

Выдвинутый на очередь Р. вопрос об отмене подушной подати, с распределением ее бремени между всеми сословиями, был им передан на обсуждение земских собраний, высказавшихся за отмену и замену ее налогом всесословным; практических же результатов это не возымело.

Состоялся второй консолидированный выпуск облигаций железных дорог на ту же сумму 12 млн. фунтов стерл., как и в прошлом году, причем казной были снова выкуплены 5 железных дорог. В 1871 году Р. была достигнута цель, к которой он упорно и с особенными усилиями стремился: установилось не только равновесие в бюджетах, но дефициты сменились даже избытками доходов над расходами, что продолжалось до восточной войны, по 1875 год включительно (за исключением 1873 года, когда, по случаю неурожая и Хивинского похода, образовался дефицит в 1 млн. руб.). В 1872 году Р. был пожалован орденом св. Владимира 1-й степ., причем в особом рескрипте, данном Р., были отмечены важные заслуги его в бюджетном деле. С 1872 года Р. участвует, в качестве члена, в трудах Комитета по делам Царства Польского, а также является членом специальной охотничьей комиссии при Государственном Совете.

В отмену нефтяного откупа введен акциз на фотогеновое производство; но акциз на керосин оказался построенным на нерациональных началах и через 5 лет был отменен.

Новым Уставом 1872 года налог на табак был значительно увеличен.

Учреждена таможенная крейсерская флотилия в Балтийском море; состав пограничной стражи усилен.

Открыты Советы торговли и мануфактур.

Произведен третий выпуск железнодорожных облигаций на 15 млн. фунт. стерл. и выкуплено семь железных дорог. Несмотря на напоминание о бережливости, сверхсметные расходы обнаруживали постоянно склонность к повышению: с 30 млн. руб. в 1868 году они достигли 51 млн. руб. в 1872 году; требования формальностей для испрошения сверхсметных кредитов были усилены, в делах же маловажных допускались облегчения и упрощения.

С 1873 года налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках и прекращение взимания подушной подати с мещан и других городских сословий — введены и в Сибири.

Вычеты при получении чинов заменены вычетами при увеличении содержания должностных лиц. В законе о гербовом сборе произошли некоторые изменения: освобождены от крепостных пошлин акты на выкупаемые крестьянами земли и о приобретении государственными крестьянами земель, в их пользовании находящихся; отменены пошлины и предоставлены льготы по делам богоугодных, учебных и благотворительных учреждений.

Произведен четвертый выпуск консолидированных железнодорожных облигаций на 15 млн. фунтов стерл. для приобретения 10 железных дорог. По правилам, изданным 23 марта, изыскания новых железных дорог производятся казной; в 1873 году предполагалось строить 14 железных дорог. Ввиду заявления Р., что при проектированной гарантии акционерного железнодорожного капитала лишь на 15 лет затруднительно ожидать успешной подписки на акции, признано было возможным предоставить полную правительственную гарантию,— ограничиться утверждением уставов лишь 4 дорог, — не опубликовывая номинальной цены основных капиталов (чтобы не вызвать понижения бумаг и государственных фондов).

С 1874 года Р. участвует, в качестве члена, в особом при Государственном Совете присутствии о воинской повинности.

Последовавшие (с 1872 года, по Высоч. повелению в 1870 г.) изменения в раскладке государственных земских сборов привели к существенному понижению подушного обложения; наконец, Р. вошел в Государственный Совет с представлением о прекращении отдельного существования государственного земского сбора и присоединении его к общим государственным доходам, — мнение Р. Высоч. утверждено 10 декабря 1874 года, и государственный земский сбор с 1875 года слит с общим доходом Государственного Казначейства, с преобразованием его в государственной поземельный налог. Система взимания соляного дохода преобразована, издан Устав о частной золотопромышленности; издан и новый гербовый устав, обложивший большее количество документов; постойная повинность утрачивает значение земской.

В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была поощрительная премия (на 12 лет), но так как заводы (Путиловский, Брянский, Берда и др.) большей частью производили сталь из иностранного чугуна и на иностранном топливе, то жертва госуд. казначейства не привела к усилению разработки отечественных подземных богатств, как было предполагаемо.

Определение многих главнейших финансовых условий по постройке и гарантиям железных дорог и наблюдение за производством подписки — возложены на одно Министерство Финансов, — мера эта Высоч. утверждена 1 февраля 1874 года. По мере расширения железнодорожной сети и развития движения, выяснялись недостатки устройства, провозоспособности и т. д. построенных дорог; потребовались значительные новые работы и исправление обнаружившихся недостатков.

Вопрос о необходимости усиления и улучшения железных дорог весьма озабочивал Министерство, и в 1874 году Р. высказал, что крайняя неудовлетворительность современных железных дорог в отношении материальных средств и управления требовала, по его мнению, всестороннего рассмотрения мер к устранению или к уменьшению существующих неудобств, — и возбудил вопрос об образовании особой комиссии для обсуждения всех вопросов касательно приведения наших железных дорог в удовлетворительный порядок (такая комиссия была позднее Высочайше утверждена в 1876 г.). Признавая вопрос об улучшении железных дорог чрезвычайно важным и сложным, Р. полагал ограничить требования только возможным и проектировал в 1874 году отпускать железнодорожным обществам авансы на улучшение из железнодорожного фонда (общая сумма не превышала 18,7 млн. руб.), с ограничениями и гарантиями; мнение Р. было утверждено.

В 1875 году Р. награжден был алмазными знаками ордена св. Александра Невского.

Произведенный пятый выпуск консолидированных железнодорожных облигаций на 15 мил. фунтов стерл., но уже из 4?%, — израсходован на приобретение облигаций 13 железных дорог. В среднем, с 1865 по 1874 год включительно, крестьянами было внесено 94,4% оклада, и выкупных недоимок накопилось к 1 января 1875 года 13,4 млн. руб. За десятилетие с 1866 по 1875 год отпуск повысился с 212 млн. руб. до 382 млн. руб., привоз же— с 196 млн. руб. до 531 млн. руб., но торговый баланс за этот период времени семь раз устанавливался не в нашу пользу.

Вообще же, этот период времени был ознаменован быстрым экономическим развитием России, обусловленным, между прочим, притоком значительных иностранных капиталов; за границей помещались наши процентные бумаги, большей частью гарантированные, на которые и строились наши железные дороги; там же сбывались закладные листы земельных банков; торговля наша пользовалась авансами, а банкиры, банки и промышленные предприятия — кредитами.

Расчеты на постройку железных дорог для поднятия производительных сил страны и бюджетных доходов оправдались в том смысле, что железные дороги дали громадный толчок хлебному отпуску, расширили сбыт мануфактурных изделий, создали новые заработки; государственный доход возрастал, улучшение наших финансов делало видимые успехи вообще, — и, начиная с 1869 года, росписи сводились, не прибегая к кредиту для покрытия обыкновенных расходов.

Улучшение финансового положения зависело также и от мер против несоразмерного с доходами возрастания расходов; значительные усилия делались к сокращению сверхсметных расходов, громадность которых уничтожала все старания Министерства Финансов достигнуть равновесия расходов с доходами при составлении росписей.

Избыток доходов над расходами достиг в 1875 году до 34 млн. руб. В общих итогах государственные доходы увеличились с 1867 года на 161 млн. руб. (увеличению содействовало, конечно, и то обстоятельство, что с 1 января 1875 года к общим государственным доходам были присоединены государственные земские сборы); возросли и расходы, но сравнительно меньше — всего на 118 млн. руб. За время с 1867 по 1876 год были увеличены: акциз на спирт, патентный сбор по питейной торговле, гербовые сборы; введен новый таможенный тариф; привлечены к уплате торговых пошлин новые предприятия; введен новый табачный устав, с возвышением цен на бандероли и акцизные свидетельства.

В 1876 же году, под влиянием политических событий, угрожавших разразиться войной, в торговле и промышленности наступил застой; сбыт сельских произведений и заработки населения уменьшились; доходы Государственного Казначейства сократились против 1875 года в общем на 17 млн. руб.; расходы за счет росписи 1876 года увеличились на 31 млн. руб.; кроме того, на подготовление к военным действиям израсходовано было около 51 млн. руб., — в общем, разменный фонд к 1877 году уменьшился на 50,7 млн. руб. и составлял всего 180,5 млн. руб. Когда политические осложнения приняли характер, грозивший вооруженным столкновением России с Турцией, Р., находя, что финансовое положение страны не позволяет предпринять военных действий, представил Государю свою известную подробную записку, где самым решительным образом высказывался против войны с Турцией и доказывал, что иначе Россия потеряет все достигнутые за время реформ результаты и, если война будет объявлена, не оправится от дефицитов в течение 20 лет; затем, так как война была окончательно решена, Р. просил об увольнении его от должности, но уступил желанию Государя и, по чувству гражданского долга, остался на своем посту в эту тяжелую эпоху. Ввиду выяснившейся неизбежности войны, пришлось изыскивать средства на покрытие вызываемых ею расходов; произведен был выпуск 5%-ных банковских билетов на сумму в 100 млн. руб. кредитных.

Но усиленный выпуск необеспеченных кредиток, в связи с политическими затруднениями, весьма неблагоприятно отразился на курсах вексельных и кредитного рубля, — началось все возраставшее их падение.

Под влиянием невыгодных экономических и политических обстоятельств, значительная часть краткосрочных или подвижных авансов ушла назад; возросли ежегодные заграничные платежи.

Р. остановился на уменьшении наших ежегодных необязательных платежей путем сокращения привоза, который увеличивался несоразмерно с развитием отпуска; для сокращения привоза, а вместе с тем и наших платежей, Р. проектировал введение у нас существовавшей уже в некоторых государствах уплаты таможенных пошлин золотой валютой.

Этот способ уплаты, повышая размер обложения (таможенные пошлины повысились на 25—30%) и этим вызывая уменьшение привоза, должен был доставить Казначейству постоянный источник для производства расчетов по заграничным долговым обязательствам и устранить влияние колебания курса на размер платежей.

Положением Комитета Финансов, Высочайше утвержденным 10 ноября 1876 г., установлено было взимание таможенных пошлин золотой монетой (русской и иностранной) с 1 января 1877 года; Банк уплачивал в это время 50 коп. золотом за 1 руб. кредитный; "золотая пошлина" положила у нас начало высокопошлинной, почти запретительной таможенной системе.

Меру эту, доставившую правительству значительные суммы, можно считать предвестницей золотой валюты, так как с указанного времени действительной монетной единицей фактически являлся не кредитный, а золотой рубль. Одновременно с указанной таможенной мерой была принята и другая, направленная к ограничению роли серебра в нашем денежном обращении, — по докладу Р., указом 9 октября 1876 году, повелено, ввиду упадка ценности серебра, приостановить размен СПб. Монетным Двором приносимого серебра на монету по 22 руб. 75 коп. за фунт. Дальнейшей мерой для привлечения золотой монеты, по мысли Р., должно было служить разрешение сделок на звонкую монету по ее курсовой цене; но Комитет финансов отклонил эти предположения, как несвоевременные, в заседании 28 марта 1877 года. Под впечатлением повеления об уплате с 1877 года таможенной пошлины золотой валютой, ввоз товаров в конце 1876 года усилился, и таможенный доход увеличился на 9 млн. руб.; тем не менее, не считая расходов на подготовку к военным действиям, ни на железнодорожные сооружения, в 1876 году по обыкновенному бюджету получился дефицит в 15 млн. руб. По положению 1876 года, железнодорожные Общества половину рельсов для устройства и ремонта дороги должны были покупать в России; за каждый же выделанный в России пуд стальных рельсов была определена премия в поощрение отечественного производства.

В 1877 году Р., отменив, в устранение злоупотреблений, многоразрядный тариф табачных бандеролей, установил только три их вида, без различия сортов товара; в возмещение же потерь казны был установлен дополнительный акциз на иностранный листовой табак; проекты эти были тогда же Высочайше утверждены и с 1878 года стали применяться.

В том же 1877 году нефтяная промышленность была освобождена от всякого налога (подобно такой же льготе, данной в 1859 году спичечному производству, а в 1880 году — соляной промышленности); в том же и 1879 годах был установлен беспошлинный ввоз стали в лому для заводов, что и применялось по конец 1881 года. По объявлении войны Турции, со стороны Государственного Казначейства потребовались значительные затраты;

Министерство Финансов озаботилось заключением новых внутренних и внешних займов; произведенные в 1876 и 1877 годах выпуски — четвертый 5% банковых билетов на 100 млн. руб. и первый 5% Восточного займа на 200 млн. руб. дали оба выручки всего 87,3% общей суммы; заключен был и внешний 5% заем на 15 млн. фунтов стер. (в следующем году — второй).

Государственный долг, равнявшийся при вступлении Р. в управление Министерством 1915 млн. руб., возрос ко времени Русско-Турецкой войны до 3412 млн. руб. Доходы в 1877 году понизились на 10,5 млн. руб., расходы увеличились на 12,5 млн. руб., дефицит составил 38 млн. руб. На усиление перевозной способности десяти железных дорог было ассигновано свыше 22 млн. руб. Утверждено Положение Комитета Министров о мерах к упрочению в России производства паровозов и вообще железнодорожного состава.

Война же вызвала несколько специальных таможенно-тарифных узаконений.

В самый разгар войны Р., озабочиваясь изысканием способов к освобождению казны от обязанности уплачивать звонкой монетой правительственную гарантию большинства железнодорожных предприятий, осуществил, посредством переговоров с обществами 5 дорог, переложение в кредитную валюту их капиталов, по курсу 1 руб. 27 коп. кредитных за 1 руб. металлический; проектированная мера, выраженная в Положении Комитета Министров, была Высочайше утверждена 27 августа 1877 года; впоследствии она была отмечена Комитетом Министров с особенным уважением к государственной предусмотрительности Р., так как, благодаря ей, Государственное Казначейство получило миллионные сбережения, и выкуп Ряжско-Моршанской железной дороги осуществился с сохранением для казны значительных сумм. В апреле 1878 года произошло сильнейшее падение курса— на 42,3% ниже паритета.

Произведен был второй 5%-ный Восточный заем, причем выручено 92%, и разрешен выпуск краткосрочных обязательств Государственного Казначейства.

Всего на военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 млн. руб., которые, как и последующие, связанные с войной расходы, могли быть покрыты только займами и выпуском кредитных билетов, которых,— хотя Р. и видел все вредные последствия этого,—было выпущено на сумму до 400 млн. руб.; неблагоприятные же результаты чрезмерного выпуска кредитных билетов побудили затем правительство принять меры к сокращению численности их в обращении, к чему и было приступлено в 1881 году. Дурной урожай хлеба у нас и огромный отпуск нами хлеба по случаю неурожая в Западной Европе создали благоприятный торговый баланс и доставили нам возможность скупить на 160 слишком млн. руб. срочных векселей, — необходимая для армии звонкая монета была приобретена; с окончанием же войны, при урожае, оживление торговли благоприятно повлияло на поступление доходов, увеличившихся против 1877 года на 77 млн. руб., причем дефицит превратился в избыток доходов над обыкновенными расходами на 24,7 млн. руб. По заключении мира Р. возобновил перед Императором Александром II свою просьбу об отставке; при увольнении его 7 июля 1878 года от должности Министра Финансов, с оставлением членом Государственного Совета и в звании статс-секретаря, Р. был пожалован орденом св. Апостола Андрея Первозванного при Высочайшей грамоте, в которой заслуги его, как замечательного государственного деятеля, получили с высоты престола справедливую оценку: в грамоте говорилось о благодарном воспоминании доблестной деятельности, об основной мысли Р., что благосостояние государственного хозяйства зиждется на богатстве народа и обусловливается увеличением производительных сил его; говорилось также и о достигнутых замечательных результатах: в несколько лет построена обширная сеть железных дорог, промышленное и торговое движение приняло небывалые размеры, государственные доходы быстро возрастают, и ежегодный избыток их над расходами сменил прежние хронические дефициты наших бюджетов, а кредит государства возвысился.

По увольнении от должности Министра Финансов Р. был назначен Членом Комитета Финансов, а затем Членом Главного Комитета об устройстве сельского состояния. 1 января 1879 г. Р—ну Высочайше повелено было присутствовать в Департаменте Государственной Экономии Государственного Совета.

В 1881 году состоялось назначение Р. председателем Главного Комитета об устройстве сельского состояния, а 4 октября того же года—председателем Комитета Министров; на этом высоком посту Р. продолжал принимать участие в обсуждении всех важных финансовых мер и был одним из ближайших советников Императора Александра III; в изъявление особого благоволения Государя, Р. был награжден, 15 мая 1883 года, бриллиантовыми знаками ордена св. Андрея Первозванного.

Расстроенное здоровье и утомление побудили Р. оставить, 30 декабря 1886 года, председательствование в Комитете Министров, причем, при увольнении, по болезни глаз, от должности, ему был пожалован для ношения украшенный бриллиантами портрет Государя при особом рескрипте, в котором вспоминались заслуги Р. по управлению государственными финансами и выражалась ему сердечная признательность при указании на достигнутый трудами Р. финансовый прогресс страны и упрочение ее денежного положения; отмечено было и то, что "благодаря сим успехам, страна могла вынести огромные тягости последней 1877—1878 гг. войны с не поколебленным и внутри, и извне доверием к ее силам". Затем, Р. оставался только членом Государственного Совета.

В день 50-летия службы, 20 января 1890 года, Р. был возведен в графское Российской Империи достоинство, причем на его имя дан был Высочайший рескрипт, в котором верно и сильно охарактеризована была уважаемая и достойная личность Р., как видного государственного деятеля, всеми признававшегося человеком честным, прямым и необыкновенно трудолюбивым.

В рескрипте, между прочим, заявлялось следующее: "приобретенные вами обширные познания и многосторонняя опытность по финансовой части побудили почившего в Бозе Родителя Моего вверить вам в 1862 году управление Министерством финансов; состоя во главе сего Министерства в продолжение 16 лет, вы неусыпно стремились осуществлять монаршие предначертания, направленные к развитию и упрочению государственного хозяйства на правильных и незыблемых основаниях; впоследствии, заняв, по избранию Моему, высокий пост председателя Комитета Министров, вы явили исполнением возложенных на вас важных обязанностей, новое доказательство свойственной вам непреклонной твердости и строгой правдивости, коими проникнута вся ваша предыдущая деятельность". Вскоре ход болезни принудил Р. поселиться на отдых в Царском Селе, где он 11 августа того же 1890 года, после долгой болезни, скончался, на 71 году жизни. Тело Р. погребено в Курляндской губернии, в родовом имении Р. Управляя финансами России в эпоху реформ, Р. внес в свое управление те же начала гласности, законности и возможно большего, соответственно тому времени, контроля административных действий, какие предустановлялись и в прочих отраслях государственного управления.

Все лучшее, что создалось в царствование Александра II и направило нашу родину на путь развития, самосознания и народного блага, создалось при непосредственном или косвенном участии Р., много потрудившегося на разных поприщах; деятельность же его на поприще развития народного богатства и устройства финансового положения государства сопровождалась действительно замечательными результатами: систематически стремясь к уменьшению сверхсметных ассигнований, к уравновешению расходов с доходами, вводя чисто хозяйственное сокращение издержек, давая импульс железнодорожному строительству, развитию частного кредита, торговле, промышленности, вообще частной предприимчивости, Р. достиг в специально финансовой сфере быстрого возрастания доходов и превышения их над расходами, и значительного улучшения финансового положения России в Европе: в царствование Александра II обыкновенные государственные доходы увеличились с 208 до 628 млн. руб., что не могло не отражаться на всех сторонах государственной жизни. Для финансового хозяйства, поставленного на более рациональную и соответственную требованиям времени почву, с управлением Р. наступила новая эра. Обнародование росписей и введение гласности в финансовом управлении было делом Р.,—но главной, хотя далеко не исчерпывающей значения Р., заслугой его перед Россией была быстрая постройка сети железных дорог в 20000 верст; на расходы по их постройке Р. был очень щедр, так как видел в них посев будущего богатства России; и действительно, оживив торговое и промышленное движение в стране, они подняли ее кредит и оказались главным условием ее материального процветания.

Помимо вопроса о возможности, Р. был принципиальным противником казенного хозяйства и сооружения новых дорог средствами казны, и бывшие казенные дороги стали переходить при нем в частные руки, как Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская.

При Р. в системе нашего государственного кредита, кроме долга по выкупной операции (по крестьянской реформе), явился еще другой вид специального долга—по операции железнодорожной, возникновение которого было связано с принятой правительством, при сооружении железных дорог частными обществами, системой гарантии дохода на затрачиваемые в дело капиталы; однако, беспрерывный выпуск гарантированных правительством железнодорожных облигаций наносил ущерб нашему кредиту, и Р. с 1870 года не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей; и покупал их у компаний; принятая, быть может, поневоле железнодорожная политика, отдавшая постройку и эксплуатацию дорог на произвол компаний, привела к обременению казны приплатами и разоряла Россию колоссальными заграничными заказами,—постепенно допущенные ошибки и невыгодные стороны системы исправлялись, пока не наступило время для введения в практику иных финансовых приемов в деле железнодорожного строительства; последние годы управления Р. Министерством Финансов ознаменовались слиянием нескольких отдельных железнодорожных обществ, посредством покупки всех акций: так образовались Либаво-Роменская, Юго-Западные и другие железные дороги. — Заняв пост Министра финансов, Рейтерн не был приготовлен к нему достаточным научным и практическим изучением, но он имел два большие достоинства: он сумел выработать себе определенный взгляд на то, что прежде всего было необходимо для развития экономических сил России, а затем имел характер, имел "мужество своего мнения". Служа идеям прогресса, он не был их фанатиком, и всякий вопрос о какой-либо мере обсуждал применительно к особенностям русской жизни, как ее понимал; один фанатизм разделял он— фанатизм идеи государственности, основанной на беспристрастности, — всякая партийность казалась ему искажением, насилием над истиной, критика его финансовых мер в газетах и журналах не вызывала со стороны Р. обращения к карательной или предупредительной власти администрации.

Отличаясь необыкновенным трудолюбием и обширными познаниями в финансовом деле, Р. был человеком твердых убеждений, беспристрастным и всегда ровным в обращении; при сдержанном и спокойном характере, он имел мягкую, отзывчивую душу; по его собственному признанию во время управления Министерством Финансов он поставил себе в обязанность облегчить сколь возможно участь вдов и сирот, — и действительно, многие семьи были обязаны Р. В истории наших финансов имя Р., несомненно, сохранит навсегда почетное место. "Русская Мысль" 1890 года, февраль и сентябрь; "Нива" 1890 года, № 5 (статья П. Быкова); "Всемирн.

Иллюстрация" 1890 года, 20 января, № 1096; "Московские Ведомости" 1890 года, №№ 225 и 227; "Правительств.

Вестн." 1890 года, 14 августа, № 178; "Нов. Время" 1890 года, 20 января, № 4991; "Новости" 1891 года, 7 января, № 7; "Петерб.

Листок" 1890 года, № 230; "Голос" 1871 года, № 306; "Историч.

Вестник" 1890 года, март, т. 39. — Головин, "Наша финансовая политика"; "Русские деятели в портретах", изд. ред. историч. журн. "Русск. Стар.", 4-ое собрание, СПб., 1890 г. "М. X. Рейтерн".— "Русск. Стар." 1889 года, т. 61; "Памятная книжка Императорского Александровского (Царскосельского) Лицея на 1898—1899 учебный год", СПб. 1899 года; "Министерство финансов 1802—1902 гг. Юбилейная история, ч. 1 и 2 (жизнеописания министров, составл.

Е. Н. Фену); Энциклопедия Брокгауза, т. 26; Настольный энциклопедический словарь Гранат, т. 8; Энциклопедический словарь, изд. под редакц.

М. Филиппова, т. 3; Энциклопедич. словарь, издав. И. Н. Березиным, т. 1, отд. 4; Большая Энциклопедия, изд. тов. "Просвещение", т. 16. В. Азанчевский. {Половцов} Рейтерн, граф Михаил Христофорович (1820—1890) — государственный деятель, образование получил в Царскосельском лицее; начал службу в министерстве финансов, продолжал ее в министерстве юстиции, а в 1854 г. перешел в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича (см.) и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.

В 1858 г. Р. пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 г. занял должность заведующего делами финансового комитета и вошел в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян. 23 января 1862 г. ему вверено было управление министерством финансов.

Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное.

Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы.

Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег. Упорядочения расходов Р. достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности и возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ.

В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной.

В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы (см.). С большой энергией Р. стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нем с 35 до 15 и даже до 9 млн. руб. С 1872 г. он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Р. возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов (см. Кредит), то это обуславливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Р. видел в развитии производительных сил страны.

Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита.

При Р. сооружена железнодорожная сеть в 20000 верст, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий.

Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нем переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская).

Постройке железных дорог за счет казны препятствовало, в то время, положение государственного кредита: в 60-х годах 5-процентные наши займы опускались до 60, 6-процентные — до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 г. не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк. С другой стороны и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Р. в 1865 г. решился принять проект П. Г. фон Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные раньше акций и помещенные преимущественно в Германии (см. Железные дороги).

Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту.

Поэтому с 1870 г. Р. не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу (см.). До Р. Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров.

Еще в 1864 г. первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионной беспроцентной ссуды — до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным.

Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Р. делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 г.), стали зарождаться ссудо-сберегательные товарищества (правила 1869 г.). Железнодорожные концессии и банковое грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собою ряд кризисов.

Правила 30 марта 1874 г. о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 г. направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков.

Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении, в 1868 г., нового таможенного тарифа, Р. впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов.

Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 г. почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1200000 руб., зато выиграла наша заграничная торговля.

В 1874 г. за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 коп. с пуда, сроком на 12 лет; но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и др.), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на ? вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты.

В первый же год управления своего министерством финансов Р. пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны (см. Кредитные билеты).

Позднее Р. в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру. Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати с распределением бремени ее между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Р. тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 г. на 25%, в 1867 г. — на 50 коп. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 г. налогом на недвижимые имущества в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 г. положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 гг. вообще усилено обложение торговли и промыслов.

При Р. осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено еще при его предшественнике.

Первоначально установленный акциз в 4 коп. с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 г. акциз со спирта был увеличен до 5 коп., безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен.

В 1870 г. акциз со спирта повышен на 1 коп., при новом ограничении перекура, а в 1873 г. — еще на 1 коп. в России и на 1? коп. в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 г., через два года был удвоен.

Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 г. Сахарный акциз был преобразован в 1863 г. и затем увеличен в 1867 г. до 50 коп. с пуда, а в 1870 г. доведен до 70 коп. В 1872 г. введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен.

В 1862 г. соляная регалия заменена акцизом, от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала.

В 1864 г. изменен гербовый сбор, а в 1874 г. издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся.

По указу 10 декабря 1874 г. государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства.

Налог за производство в чины заменен в 1873 г. вычетом при увеличении содержания чиновников.

Когда, в 1876 г., политические замешательства приняли угрожающий характер, Р. представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ею, благодаря 20-летним реформам, результаты.

Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления министерством финансов и остался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 г. по 1878 гг. понадобилось свыше 888 млн. руб. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов.

Последних выпущено было на 300 миллионов руб., хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия.

Проекты введения новых налогов Р. отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25—30%. Большая и неожиданная поддержка была оказана нашим финансам благоприятно сложившемся в 1877 г. торговым балансом.

Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, появилась возможность скупить срочных векселей на 161200000 руб.; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Р., в июле 1878 г., получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Критика финансовых мер в газетах и журналах никогда не вызывала со стороны Р. обращения к карательной или предупредительной власти администрации.

В 1881 г. Р. назначен был председателем главного комитета об устройстве сельского состояния и комитета министров.

Первую должность он занимал до упразднения комитета (в мае 1882 г.), вторую — до конца 1886 г. В 1890 г. Р. возведен в графское достоинство.

А. Я. {Брокгауз} Рейтерн, граф Михаил Христофорович — русский государственный деятель (1820—1890). С 1862 г. по 1878 г. стоял во главе Министерства финансов; с 1881 по 1886 г. был председателем Комитета министров.

Находясь на этих высоких постах, Р. выступал в решительные моменты в защиту прав евреев.

В 1862 г., представив Гос. совету проект нового Положения о пошлинах, Р. высказался за дозволение евреям, занимающимся торговлей и ремеслами, селиться повсеместно.

Когда же Гос. совет, в принципе одобрив проект Р., предложил ему внести соответствующее предложение в Еврейский комитет, Р. подробно обосновал свой взгляд в специальной записке.

Обратив внимание на то, что приписываемый евр. населению нравственный упадок зависит от весьма неблагоприятных условий, в которые евреи поставлены, Р. указывал, что первою заботою правительства должно быть "устранение тех материальных препятствий, которые еврей встречает на каждом шагу в попытках к улучшению своей участи; умственное же образование и нравственное развитие евреев будут несомненным последствием улучшения их материального быта, с устранением тех ограничений, которым они подлежат в производстве торговли и разных промыслов". Промышленный элемент, вносимый евреями на рынок, оказывает значительную пользу там, где удовлетворяет требованиям рынка, где предложение услуг соответствует спросу.

Но в Западном крае соразмерность эта давно уже нарушена, они составляют там от 10 до 12% общей массы населения.

Благодаря чрезмерной конкуренции евреи обречены на крайнюю бедность, а прочее население лишено возможности принять участие в промышленности, так как соперничество евреев сильно понизило размер прибыли.

Чтобы устранить это, необходимо расширить для евреев рынок, направить их промышленную деятельность туда, где чувствуется потребность в ней, где промышленная деятельность развита чрезвычайно слабо, где внедрение еврейского торгово-промышленного элемента в земледельческую массу принесло бы неизмеримую пользу, с одной стороны, самим евреям, а с другой, как Западному краю, который освободился бы от излишка еврейского населения, так и прочим местностям империи, куда евреи внесли бы капиталы, предприимчивость и полезную конкуренцию. — Упразднение в 1864 г. Евр. комитета привело к тому, что предложение Р. не получило своего разрешения (см.). — Благодетельную роль сыграл Р. и будучи председателем Комитета министров, когда Комитету пришлось рассмотреть проект гр. Игнатьева — создать новое ограничительное законодательство о евреях.

Игнатьев пытался убедить Р., что так как предлагаемые меры не являются по существу новыми, то нет надобности ознакомить предварительно с ними министров, но Р. не согласился, и благодаря этому обширный проект всесильного Игнатьева был осуществлен в незначительной сравнительно своей части (см.). Тогда же комитет министров, руководимый Р., осудил стремление Игнатьева проводить ограничительные постановления не законодательным, а административным путем; в условиях того времени это явилось протестом против реакции. — Ср.: Ю. Гессен, "Закон и жизнь", СПб., 1911 г., стр. 122—124; его же, "Граф П. Игнатьев и Временные правила 1882 г.", "Право", 1908 г., № 31. {Евр. энц.}