Ремизов Алексей Михайлович

[1877—] — беллетрист.

Р. в богатой старокупеческой семье. Получил религиозное воспитание — жил в монастырях, паломничал.

Рано начал жить самостоятельно.

Окончил Московский ун-т по естественному отделению.

Побывал в тюрьме и ссылке, много странствовал по глухим углам России.

Печататься начал с 1902, преимущественно в журналах символистского направления.

Первая книга вышла в 1907. С 1921 — белоэмигрант.

Как писатель Ремизов сложился в период реакции после революции 1905. Разложение патриархальной торговой буржуазии в условиях перерастания промышленного капитализма в монополистический капитализм, дифференциация старого купечества на промышленно-финансовую крупную буржуазию, с одной стороны, и на мелкую буржуазию — с другой, определили собой содержание и направление творчества Ремизова.

Религиозно-этическая проблематика — основная для Р. Исходным является образ мира как царства дьявола, бессмысленного рока. В "Крестовых сестрах", в "Неуемном бубне" дурная бесконечность бытия воплощается в повторности лейтмотивов, рисующих убогость, бессмысленность существования.

В "Пруду" картины зверского быта, кошмаров и уродства жизни завершаются образом торжествующего дьявола.

В "Часах" тема рока, властвующего над миром дьявола, сливается с символом башенных часов; освобождение от власти рока, победа над временем достигаются на пути безумия.

Но сквозь явления бесноватого мира Р. усматривает мир благостной природы и бога, хотя и отошедшего от своего творения в потусторонние дали. Дуализм Ремизова получает острое выражение в теме "богоборчества"; у Р. ропщут на бога даже патриархальные, богомольные старушки и сама богоматерь.

Религиозное раздвоение разрешается у Р. в юродстве, в религии жертвенного страдания, в примирении с ужасами жизни. Положительные персонажи Р. — безвинные страдальцы, религиозная богема бродячей Руси ("Бесприютная", "Покровенная", "Крестовые сестры" и др.). В социальной действительности Р. видит "явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную", повсюду царят "вздор, нескладица, неразбериха", природа у Ремизова полна бесовщины.

Изображаемый Р. быт глухих провинциальных городов, столичных задворок рисуется им остро-гротескно; реальная бытопись густо прослаивается фантастикой, обессмысливающей действительность.

Жизнь персонажей Р. — мелких чиновников, ремесленников, купцов, интеллигентов — полна несуразных происшествий, нелепых поступков, сумасбродства.

Реальность у Ремизова постоянно прорывается "кажимостями", бредами (больного, пьяного), снами, в которых обнажается нелепица, прикрытая в бодрственной жизни мнимой разумностью.

Систематически используемые Р. лейтмотивы, подчас неожиданно и сумбурно сочетаясь в своих повторах, образуют алогические конструкции; развертывание логического хода мысли, психического состояния, переживания субъекта постоянно замещается воспроизведением потока ощущений, подчас галлюцинаторных.

Некоторые циклы миниатюр Р. — не мотивированная ничем сюжетная заумь, дополняемая словесной заумью припевов, заговоров и всякого рода орнаментальной словесностью (напр. "Посолонь"). Для Р. характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов.

Сюжетный стержень повествования слабо ощутим; основные события затушевываются, место обобщающего, генерализирующего изложения занимает показ частных эпизодов, деталей быта. Члены изображаемого Р. общества лишены внутренней связи друг с другом, они живут как бы в одиночном заключении; здесь "человек человеку — бревно". Тенденция Р. к фрагментарности реализуется и в циклах миниатюр и в жанре "tableaux" — "литературных картинок" — религиозных, для детей, сновидений ("С очей на очи", "Кузовок", "Бредовая доля", циклы в сб. "Трава-мурава", "Посолонь" и др.). Современная русская действительность и вся русская история "петербургского периода" рисуются Ремизовым как царство беззакония, насилия, косности.

Вместе со славянофилами Р. датирует гибельный поворот русской истории эпохой Петра I ("Царь Максимилиан", "Крестовые сестры", "Слово о погибели Земли Русской"). Средоточие зла для Ремизова — в современном индустриальном городе, который он предает очистительному огню ("Пожар", "Град обреченный" и др.). Злу существующего общественного уклада Ремизов противопоставляет идиллию благообразного старокупеческого быта, освященную религией допетровскую "святую Русь" — идеал патриархального торгового капитала, действовавшего в недрах феодального общества.

Реакционную романтику византийского средневековья и феодальной Руси противопоставляет Ремизов в качестве идеала культуре промышленного капитализма (ср. Вяч. Иванов, С. Соловьев, Рерих, Стеллецкий, отчасти Врубель, Кузмин и др.). Под этим знаком создается иконописно-марионеточный театр Р. — стилизации в духе средневековых действ, "школьного театра" XVII века, "народного театра" ("Бесовское действо", "Действо о Георгии Храбром", "Трагедия об Иуде", "Царь Максимилиан"), цикл модернизированных переработок апокрифов, житий, притч ("Лимонарь", "Пляс Иродиады", "Трава-мурава" и др.), стилизации в духе византийского романа ("Аполлон Тирский"). Р. обращается к докапиталистическому фольклору, подвергая его стилизации ("Посолонь", "Докука и балагурье", "Весеннее порошье" и др.). Но, идеализируя старину, Р. не может не видеть и темной ее стороны.

В "Покровенной" он показывает удушающую власть застойного быта, в "Крестовых сестрах" — самодурство старого купечества.

Особенно ярко произвол этого мира обрисован в романе "Пруд" в образах старшего поколения старокупеческой семьи Огорелышевых.

Грехи, неправедность старозаветного мира должны быть искуплены, и этим искуплением, с точки зрения Ремизова, является революция, стихийный бунт, наказание, которое нужно жертвенно претерпеть для освобождения от накопившейся скверны.

Таков именно "очистительный", "жертвенный" бунт молодого деклассирующегося поколения Огорелышевых, Финогеновых в "Пруду". Подготовляемая пролетариатом революция ненавистна Ремизову, и его произведения полны клеветы и злобы по адресу революционеров, социал-демократов.

Революционеры, политические ссыльные у Ремизова — обманщики, интриганы, нелепые фантазеры, нищие духом фанатики ("Пруд", "Петушок", "Покровенная", "Новый год" и др.). В революционерах октябрьских дней Р. увидел "человекоборцев безбожных, на земле мечтающих создать рай земной". В "Слове о погибели Земли Русской" Ремизов до конца раскрыл свою реакционную сущность, при виде победоносной революции пожелал "неволи вместо свободы", воспел хвалу Руси, к-рая жила "на трех китах". В символистском движении, объединившем различные реакционные социальные группы, Ремизов представлял те слои патриархального торгового капитала, которые не умели "европеизироваться", перестроиться применительно к условиям стремительного развития промышленного и финансового капитала и которые, деградируя, опускались в ряды мелкой буржуазии.

Ремизов — значительный мастер слова, оказавший своей стилистикой, а отчасти и тематикой, заметное влияние на Замятина, Рукавишникова ("Проклятый род"), Пильняка ("Голый год"). Ближе всего сам Р. примыкает к традициям Лескова в своем тяготении к старозаветной Руси, в изображении церковного мира, в орнаментальности, "узорчатости" речи, стилизации в духе "народной этимологии", использовании лексики, оборотов речи, почерпнутых из старинных обрядов, народных песен, введении редкостных "словечек", прибауток, поговорок, всякого рода диалектизмов (подчас заумных).

Психологические мотивы, связанные с миром деклассирующихся, "униженных и оскорбленных" персонажей Р., перекликаются с мотивами "подполья" Достоевского ("Крестовые сестры"). Библиография: I. Сочинения, 8 тт., изд. "Шиповник", СПб, 1910 — І912 (тт. I, II, III. Рассказы; т. IV. Пруд, Роман; т. V. Рассказы; т. VI. Сказки, Посолонь; т. VII. Отреченные повести.

Лимонарь.

Паралипоменон; т. VIII. Русальные действа);

Докука и балагурье.

Народные сказки, изд. "Сирин", СПб, 1914; Подорожие, Рассказы, изд. "Сирии", СПб, 1913; Весеннее порошье, Рассказы, П., 1915; Николины притчи, П., 1917; Странница, Повесть, П., 1918; Слово о погибели Земли Русской, сб. "Скифы", кн. II, 1918; Царь Максимилиан.

Театр А. Ремизова.

По своду В. В. Бакрылова, П., 1920; Огненная Россия, изд. "Библиофил", Ревель, 1921; Шуми города, изд. то же, Ревель, 1921; Россия в письменах, изд. "Геликон", Берлин, 1921; Трава-мурава, изд. Ефрон, Берлин, 1922; Мара, изд. "Огоньки", Берлин, 1922; Петушок, Петроград, 1922; В поле блакитном, Берлин, 1922, и др. Автобиографические сведения см. в сб. "Первые литературные шаги", собрал Ф. Ф. Фидлер, [Москва, 1911]. II. Садовский Б., Настоящий. (Соч. Ремизова), "Современник", 1912, V; Измайлов А., Пестрые знамена, М., 1913; Pыстенко А., Заметки о сочинениях А. Ремизова, Одесса, 1913; Чуковский К., Психологические мотивы в творчестве А. Ремизова, в книге автора: Книга о современных писателях, СПб, 1914; Чулков Г., Наши спутники, 1922; Горбов Д. А., Мертвая красота и живучее безобразие, "Красная новь", 1926, VII. III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, М. — Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М. — Л., 1928. Б. Михайловский. {Лит. энц.} Ремизов, Алексей Михайлович Род. 1877, ум. 1957. Писатель.

Произведения: "Лимонарь, сиречь: Луг духовный" (книга апокрифов, 1907), "Пруд" (роман, 1908), "Слово о погибели Русской земли" (роман, 1918), "Подстриженными глазами" (1951), "Огонь вещей. Сны и предсонье.

Гоголь. Пушкин.

Лермонтов.

Тургенев.

Достоевский" (1954). С 1921 г. в эмиграции.