Романенко Михаил Васильевич

(р. 08.12.1938) — спец. в обл. истории филос. и соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в д.Сенча Брянской обл. Окончил Суражское пед. училище (1957), филос. ф-т МГУ (1965), асп. там же (1969). С 1969 — на преп. работе в высших военных учебных заведениях, по совм. — на филос. (1969—1990) и социол. (с 1990) ф-тах МГУ. Докт. дисс. — "О диалектике объективного и субъективного в условиях социализма" (1984). Соавтор "Краткого очерка истории философии" (М., 1981) и "Истории философии в СССР" (т.5. М., 1985). Ряд статей опубликован в словаре "Русская философия" (М., 1995) и в "Философском словаре" (М., 1998). В работах Р. исследуются взаимосвязи объективного и субъективного в истории, показывается закономерность расширения сферы объективного, где увеличивается объем спонтанного и отчужденного в связи с сужением поля действия ист. субъекта (1969). Проводится различие между понятиями субъектного, субъективного и человеч. фактора, а также субъективного и субъективизма; обосновывается положение о том, что повышение роли субъективного фактора в истории неизбежно интенсифицирует качественные параметры субъективного (1970). Р. исследовал онтол., гносеол., аксиол. и соц.-психол. основания позитивной и негативной соц. активности (1970). Согласно развиваемой Р. концепции, в условиях совр. техногенной цивилизации субъективное приобрело императив приоритетного, решающего и опережающего значения, но при этом роль гл. детерминанты играет объективное.

Отставание развития субъективного или его отдельных сторон (напр., нравств.) от развития объективного (совр. технологии) грозит человечеству катаклизмами и даже его гибелью (1979). Р. отстаивал идею наличия отчуждения при социализме во всех сферах жизни об-ва, приобретавшего квазисоциалистические формы. В ходе трансформаций совр. России Р. выявил поле расширения и нарастания деструктивной роли объективных и экзист. форм отчуждения.

Исследуются предпосылки снижения порога отчуждения.

Магистральный путь преодоления отчуждения Р. видит в построении неоантропогенной цивилизации, где труд органически соединен с собственностью и информацией в условиях самоуправляющихся ассоциаций, где человек выступает как свободный, самореализующийся homo-creator. Соч.: Соотношение объективного и субъективного факторов в строительстве коммунизма.

Кострома, 1966; Разработка Ф.Энгельсом проблемы активности субъективного фактора. [В соавт.] // Актуальные вопросы идейного наследия Фридриха Энгельса.

М., 1970; Развитие маркс. философии в эпоху империализма и пролетарских революций, перехода от капитализма к социализму. [В соавт.] // История марксистско-ленинской философии.

М., 1972; Мест и функции субъективного в реализации законов социалистического общества // Научный коммунизм. 1975. № 4; Проблемы развития истории марксистско-ленинской философии. [В соавт.] // Современны проблемы, истории общественной мысли. Вып.5. 41 М., 1976; Диалектика объективного и субъективного в условиях развитого социализма.

М., 1981; Развитие В.И.Лениным учения о диалектике объективного и субъективного.

М., 1982; Брать из прошлого не пепел, а огонь. [В соавт.] // ВФ. 1988. № 1; Философско-социологический анализ понятия "организованная преступность" // Организованная преступность.

Вып.2. М., 1993; Безопасность России и феномен отчуждения // Социальная и дух. безопасность России.

М., 1995; Отчуждение и реформы в современной России // Luca (Луч). Югославия, 1995. № 1—2; Феномен отчуждения // Социализм и демократия для XXI века. М., 1997; "Коммуникация", "Коммунизм", "Стихийность и сознательность" // Человек.

Философский энциклопедический словарь.

М., 2000; Будущее России в контексте отчуждения труда // Социальные проблемы современного общества.

М., 2000.