Рославский-Петровский Александр Петрович

— профессор и ректор Харьковского Университета; род. в селе Слабине, близ Чернигова, 9-го апреля 1816 г. Рано лишившись отца, он своим воспитанием всецело обязан был заботам и любви матери; она жертвовала последними средствами своего небольшого состояния, чтобы дать своему единственному сыну образование.

Под ее наблюдением с Р.-П. занимался один из студентов Черниговской Семинарии.

С 1825 г. Р. стал учиться в Чернигове, — сначала у преподавателя Гимназии Негаченка, а потом у профессора Семинарии Осипа Яковлевича Самчевского.

Последний имел значительное влияние на развитие способностей Р. Под руководством Самчевского Р. начал изучать произведения лучших русских писателей, и постепенно в нем развилась любовь к чтению.

Самчевский, кроме того, задавал Р. темы для сочинений и старался выработать у него хороший слог. Домашнее образование Р. шло столь успешно, что, отвезенный в 1828 г. матерью в Нежин, для поступления в Гимназию Высших Наук князя Безбородко, он был принят прямо в ІV класс, а по языкам — в 3-е отделение, где вместе с ним находились ученики гораздо старше его по возрасту и высших классов (в том числе Е. П. Гребенка).

Здесь своими познаниями в латинском языке Р. вскоре обратил на себя внимание профессора Андрущенка, назначившего Р. авдитором авдиторов всего отделения.

В то время в Нежинской Гимназии веял литературный дух: воспитанники высших классов составляли кружки, где с жадностью читалось и подвергалось обсуждению все, что выходило замечательного в стихах и прозе. Воспитанники составляли рукописные альманахи, в которых помещали свои литературные опыты, и представляли их затем профессору Русской словесности Парфению Ивановичу Никольскому.

Это был человек, получивший основательное классическое образование и прославившийся своей неприязнью к так называемому романтизму.

Р., мечтавший еще в детстве о славе писателя, увлекся направлением, господствовавшим в Нежинской Гимназии, и принялся писать.

Отчасти по собственному уважению к Державину и Крылову, отчасти по совету Никольского, Р. занялся преимущественно сочинением од и басен. Одна ода, в честь генерал-фельдмаршала Паскевича, написанная им в 13 лет, заслужила особенное одобрение профессора, находившего ее даже достойной напечатания.

Однако, у ученика оказалось больше понимания поэзии, чем у преподавателя, — и мало-помалу Р. охладел к поэтическому творчеству и в последние годы своего пребывания в Нежинской Гимназии совсем не писал стихов.

В 1832 году Гимназия высших наук князя Безбородко была переименована в Лицей и подверглась преобразованию, придавшему этому заведению специальный характер, между тем, как прежде там господствовало энциклопедическое образование.

Вскоре после этой перемены Р. окончил курс Лицея и в 1834 г. поступил в Харьковский Университет на Филологический Факультет, где слушал науки филологические, римские древности и объяснение римских писателей у И. Я. Кронеберга.

Вниманию декана Факультета, профессора Русской истории, известного малорусского поэта П. П. Артемовского-Гулака Р. обязан тем, что, по окончании в 1837 г. курса со степенью кандидата, он получил от университетского начальства приглашение занять место преподавателя в Университете.

По выдержании экзамена на степень магистра исторических наук в 1839 г., Р. был назначен адъюнктом в 1-е отделение Философского факультета для преподавания статистики.

Когда Р. начал свое поприще, старые понятия в этой науке были еще во всей силе, а новейшая статистическая литература почти не существовала.

Р. вскоре сознал неудовлетворительность господствующего воззрения на статистику и стремился приложить новый метод к ее разработке.

Постоянно следя за западноевропейской литературой, Р. стоял на высоте новейших научных требований.

Он более всего заботился о логической последовательности и ясности изложения и принял за исходную точку такой пункт, в котором сходились мнения всех ученых.

Таким пунктом являлась ему цель изучения статистики.

Отсюда Р. вывел неудовлетворительность принятых до него способов обработки статистического материала и предложил новую теорию, составленную им под влиянием незадолго перед тем появившегося сочинения Кетле "Sur l''homme et le developpement de ses facultes". "Лекции Статистики", читанные Р. в Харьковском Университете, обратили на себя внимание тогдашних ученых.

Что же касается Харьковского Университета, то можно сказать, что Р. создал в нем статистику: ни раньше, ни после него этот предмет не стоял на такой высоте.

Сверх теории науки и общей сравнительной статистики европейских государств Р. излагал своим слушателям специальные курсы статистики России, Франции и Англии с целью представить им образцы статистических монографий.

В 1841 г., по представлению графа Ю. А. Головкина, преподавание статистики в Харьковском Университете было отделено от кафедры политической экономии, и Р. был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора статистики.

В 1844 г. Р. получил поручение руководить практическими занятиями студентов Педагогического Института при Университете по истории и ее вспомогательным наукам.

Эту обязанность он исполнял до открытия в 1852 г. в Харьковском Университете кафедры педагогики.

В 1845 г. Р., вследствие избрания и ходатайства Совета, перешел на кафедру всеобщей истории, остававшуюся свободной в Университете после смерти ординарного профессора M. M. Лунина.

В том же году Р. получил ученую степень доктора исторических наук, политической экономии и статистики.

В феврале 1846 г. Имп. Географическое Общество избрало его в свои члены-сотрудники и в том же году Р. утвержден был экстраординарным профессором, а спустя шесть месяцев — ординарным по занимаемой им кафедре.

Несмотря на то, что главным предметом преподавания Р. сделалась всеобщая история, он продолжал, по распоряжению Факультета, преподавание статистики, которое в 1850 г., согласно программе, предписанной Министерством Народного Просвещения, ограничивалось общими предварительными понятиями о науке, изложением экономической статистики России.

В течение второго семестра 1849/50 академического года Р. читал политическую экономию.

По всеобщей истории Р. издал много сочинений, свидетельствующих о знакомстве его с литературой своего предмета.

Однако, как лектор, Р. не только не пользовался популярностью, но был даже не любим за свой педантизм и весьма дурное чтение.

Всего неприятнее действовало на слушателей то, что Р. говорил по своим лекциям слово в слово, не позволяя себе ничего изменять, а если ему случалось ошибаться то он сейчас же поправлялся, повторяя фразу в том виде, в каком она была у него в лекциях.

Все прочитанное на одной лекции, Р. имел обыкновение повторять в начале следующей лекции, но с такой быстротой, что попавшему в аудиторию в первый раз нельзя было ничего понять.

Р., имея в виду, что всеобщая история обладает весьма богатой литературой, которой посвящали свою деятельность многие из лучших умов, не считал нужным предлагать своим слушателям собственные исследования и вырабатывать новые взгляды.

Он постоянно заботился лишь о том, чтобы передать им в строго систематической форме и с юридической точностью, избегая многословия, результаты, добытые другими и получившие уже признание в науке. Он также обращал внимание на полноту содержания излагаемого предмета, для чего, независимо от изложения политической истории, посвящал значительную часть своих лекций внутренней истории, изучению духовной жизни народов и тому, как она отразилась на их религии, государственном устройстве, в науке и искусстве, в промышленной и частной жизни. Вообще о направлении и значении его деятельности, как преподавателя истории, может дать верное понятие изданный им в 1851 г. конспект, под заглавием: "Обозрение истории древнего мира". Об этом сочинении, явившемся одним из первых в России руководств по древней истории, отозвались с весьма выгодной стороны профессора Лоренц и Грановский; преподаватель истории в Московском Университете С. В. Ешевский поместил на первый выпуск этого труда пространную и сочувственную рецензию в № 125 "Московских Ведомостей" за 1851 г. Кроме обязанностей по преподаванию, Р. исполнял разные учено-административные должности и поручения.

Так, он состоял: секретарем (более 14 лет) и членом (9 лет) Комитета для испытания лиц, ищущих звания домашних учителей и учительниц; секретарем Факультета (в 1842/3 г.); цензором неофициальной части "Харьковских Губернских Ведомостей" (1851/2 г.) и, по назначению Совета, принимал участие в приемных студенческих испытаниях (10 раз в качестве экзаменатора и один раз в качестве председателя 2-го Комитета).

В 1842 г. на Р. было возложено составление отчета о состоянии Харьковского Университета для произнесения на торжественном акте и за отличное исполнение этого поручения ему была изъявлена письменная благодарность от Совета.

В 1851 г., по желанию управлявшего Харьковским Учебным Округом генерал-адъютанта С. А. Кокошкина, Р. составил краткую историческую записку об Университете для Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей.

В 1854 г., по поводу проекта, представленного правительству одною частною компанией, об устройстве железной дороги между Харьковом и Феодосией, Р. занимался собиранием статистических данных для определения пользы, обещаемой этим предприятием.

В том же году Р. составил записку для устранения сомнений, возбужденных насчет пользы устройства означенной дороги.

По случаю празднования пятидесятилетия существования Харьковского Университета Р. читал написанный им краткий исторический его очерк. С 1853 г. Р., вследствие избрания товарищей-профессоров, утвержденного Министерством Народного Просвещения, был назначен Деканом Историко-филологического Факультета, а с 1859 по 1862 г. состоял Ректором Харьковского Университета.

Р. умер в Харькове 25-го декабря 1871 года. Р. написал много сочинений по истории и статистике.

Из крупных его трудов можно указать на следующие: "Сравнительная статистика пяти первоклассных держав Европы"; "Конспект истории древнего мира"; "Руководство к истории народов древнего востока"; Руководство к статистике", Харьков. 1844 и 1856; "Австрийское посольство в Москве в 1698 г." в "Очерках России", издаваемых Вад. В. Пассеком, 1840 г., кн. IV, стр. 67; "Об ученой деятельности Харьковского Университета в первое десятилетие его существования" — "Журн. Мин. Народн.

Просвещ." 1853 г., ч. LXXXVI, отд. V; "Очерк истории Персидских войн" — "Москвитянин" 1855 г., №№ 21 и 22, отд. 1-й, стр. 31 и сл.; "Критический обзор истории 3-х последних Римских царей" — "Журн. Мин. Народн.

Просвещ." 1856 г., ч. LXXXIX, отд. 2, стр. 299 и сл.; "Статистико-экономические заметки о Харьковской губ." — "Экономический Указатель". 1857 г., № 25, стр. 586; "О торговле на Харьковских ярмарках" — "Харьк. Губ. Ведомости" 1847 г.; "Обороты Харьковских ярмарок за пятилетие" — там же 1849 г.; "Русские университеты и университетский вопрос г-на Пирогова", Харьк. 1864 г.; "Несколько слов об Альфреде Великом" — "Русское Слово" 1860 г., № 7, отд. II, стр. 48—106; "Статистические сведения о государственных крестьянах Харьковской губернии" — "Сборник статистич. сведений о России" 1854 г., кн. II-я, стр. 85; "Мысли об устройстве железной дороги от Харькова к Черному морю", Харьков, 1852 г.; "Исследование о движении народонаселения в России" — "Вестн. Имп. Русского Географ.

Общ." 1853 г., кн. 3, стр. 1 сл.; "Москва в 1698 г." — "Очерки России", изд. Вадимом Пассеком; "Очерк быта и правления Сларты", Харьк. 1838 г.; "Решение вопроса о том, в чем состоит истинное значение прагматической истории и какова должна быть ее обработка", Харьк. 1839 г.; "Статистическое обозрение Европейского народонаселения и управления", "Маяк", 1843 г., т. II, № 22, стр. 83. "Лицей князя Безбородко", изд. 1859 г., отд. II, стр. 112—115, 201; "Харьков.

Календарь" на 1884 г., стр. 431; Е. Петухов, "Гимназия Высших Наук в Нежине", СПб. 1895 г., стр. 38, 39: "Моск. Ведом." 1862 г., № 250; А. Старчевский, "Справочный Энциклопедический Словарь", СПб. 1855 г., т. IX, ч. II, стр. 147; "Харьк. Губ. Ведомости" 1872 г., № 5; "Русский Календарь" на 1873 г., СПб. 1873 г., стр., 477; А. Н. Пыпин; "История Русской Этнографии", СПб. 1890 г., т. І, стр. 840, т. II, СПб. 1891 г., стр. 422; М. Ф. де Пуле, Харьковский Университет и Д. И. Каченовский.

Культурный очерк и воспоминания из 40-х годов" — "Вестник Европы" 1874 г., кн. 1-я, стр. 98—101; Д. Багалей, История Харьковского Университета, т. II; Н. Сумцов.

Материалы для истории Харьковского Университета, Харьков. 1894, сир. 17—20; Г. Н. Геннади, Словарь т. III, М. 1908; Историко-филологический Факультет Имп. Харьковского Университета 1805—1905, X. 1908. Г. Барский. {Половцов} Рославский-Петровский, Александр Петрович (1816—1872) — историк; окончил курс в харьковском университете, в котором был профессором истории и ректором.

Напечатал: "Очерк быта и правления древней Спарты" (1838), "О значении прагматической истории" (1839, магистерская диссертация), "Лекции о статистике.

Общая часть" (1841), "Руководство к статистике" (1844), "Опыт сравнения успехов народонаселения в России и в некоторых других европейских государствах" (докторская диссертация, 1845), "Обозрение истории древнего мира" (1851), "Руководство к истории народов древнего Востока" (1852), "Москва в 1698 г." (в "Очерках России" Пассека), "Русские университеты и университетский вопрос г. Пирогова" (1864) и др. Сочинения Р. П., по отзыву профессора M. H. Петрова, "представляют лишь незначительную часть тех богатых сведений, которые он передавал в своих лекциях, стоя всегда на высоте новейших открытий". Ср. "Лицей князя Безбородко" (стр. 112—115, СПб., 1859) и некролог H. Лавровского в "Харьковских Губернских Ведомостях" за 1872, № 5. {Брокгауз} Рославский-Петровский, Александр Петрович проф. истории и ректор Харьковского университета; род. 1816, † 25 дек. 1871 г. {Половцов}