Рождественский Иван Николаевич

(родился в 1803 году — умер 6 сентября 1894 года в Москве) — протоиерей, председатель Общества любителей духовного просвещения, член Московской Духовной Академии.

Шестидесятилетие священства Завтра, 27 июля, исполняется шестидесятилетие священства самого старейшего и заслуженнейшего из протоиереев первопрестольной столицы, известного протоиерея Иоанно-Предтеченской, что под Бором, церкви Иоанна Николаевича Рождественского.

Маститый протоиерей, много потрудившийся на пользу православной церкви и духовного просвещения, несмотря на свой преклонный возраст, до настоящего времени продолжает священнодействовать.

И. Н. Рождественский родился во Владимирской губернии, учился в местной духовной семинарии, откуда по окончании курса поступил в Московскую Духовную Академию.

В Академии он окончил курс в 1826 году со степенью магистра богословия и в том же году назначен профессором философии в Полтавскую духовную семинарию, где его деятельность продолжалась в течение пяти лет. В 1831 году он перемещен в Вифанскую семинарию также профессором философских наук. Пребывание в этой семинарии было непродолжительно, так как 27 июля 1834 года до 1850 года он определен священником к Крестовоздвиженской в Московском Дворянском Институте церкви.

Затем он перешел к Николаевской, что на Пупышах, церкви (протоиерей 1849—1850 гг.), а отсюда (1855 г.) — к Преображенской в Наливках церкви, в которой послужил три года. В 1858 году отец Рождественский перемещен к церкви Св. Иоанна Предтечи, что под Бором, в которой священнодействует до настоящего времени в протоиерейском сане. Деятельность протоиерея И. Н. Рождественского далеко не ограничивалась только священнослужительскими обязанностями.

В начале шестидесятых годов он в качестве депутата от духовного ведомства принимал участие в обсуждении вопроса о разверстании церковных земель с помещиками, а в семидесятых годах вызывался в Петербург для присутствования в заседаниях комитета для преобразования духовно-судебной части, организованного при Святейшем Синоде.

Затем он принимал участие в комиссии для рассмотрения вновь составленного устава духовных семинарий.

Много потрудился отец Рождественский для развития и укрепления деятельности Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, состоял в течение продолжительного времени председателем его. Заслуги его на пользу этого Общества были вполне оценены, когда он был назначен несменным председателем Общества.

За свои научные труды и полезную деятельность на пользу духовного просвещения протоиерей И. Н. Рождественский был удостоен звания почетного члена Московской Духовной Академии.

В разное время за свою плодотворную и разнообразную деятельность отец Рождественский был награжден: палицей, орденами Св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 1-й и 2-й степеней и другими знаками отличия.

От души желаем маститому протоиерею, чтобы деятельность его еще долго продолжалась на пользу Православной Церкви. ("Московские Ведомости", 1894, № 203). Памяти протоиерея И. Н. Рождественского В лице скончавшегося маститого протоиерея И. Н. Рождественского сошел в могилу замечательный представитель московского духовенства.

Это был, прежде всего, старейший питомец Московской Духовной Академии, обучавшийся в ней еще при самом начале архипастырской деятельности незабвенного митрополита Филарета, а потому представлявший до последних дней живой пример далекого прошлого и служивший как бы ясным отголоском преданий старины.

С другой стороны, почивший отец протоиерей, прослуживший среди Москвы в священном сане более шестидесяти лет, непрерывно являлся деятельным членом и даже руководителем в разных комиссиях и учреждениях, связанных с жизнью московского духовенства.

Так, он долгое время состоял членом Московской Консистории и принимал живое участие в рассмотрении ныне действующего устава духовных семинарий.

Особенно же выдалась его деятельность в заседаниях комитета для преобразования духовно-судебной части, организованного при Святейшем Синоде в семидесятых годах, и в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения, где он в течение почти четверти века занимал пост председателя.

В этом Обществе им положено начало изданию "воскресных листков" и ведению "катехизических собеседований". Наконец, перу покойного принадлежит ряд статей, помещенных в духовных журналах: "Душеполезном Чтении" и в "Чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения". Так, в первом журнале напечатаны его проповеди "О труде" (1860, кн. 3), "Нужды" (кн. 12), "Борьба веры с неверием" (1867, кн. 5), "Речь пред гробом митрополита Филарета" (1867, кн. 11) и "Ныне отпущаеши раба Твоего" (1869, кн. 1), а во втором — замечательная речь "О ложном взгляде современной науки на человека и его жизнь", и о том, что гибельные последствия такого взгляда можно предотвратить только христианским воспитанием новых поколений (1876, кн. 2). ("Московские Ведомости", 1894, № 245, 246). M. M. <Д. Д. Языков> Библиография Его: Статья "Исторические основания благоустроения епархиальных училищ" ("Православное Обозрение", 1865, кн. 5, с. 118—130), как впервые раскрыл архиепископ Савва (см. его "Хронику", т. III, с. 63). "Письма" к архиепископу Тверскому Савве (см. его "Хронику", т. VIII). О нем: "Московские Церковные Ведомости", 1894, № 37, с. 463—468; № 38, с. 477—478; № 39, с. 502. "Церковные Ведомости", 1894, № 39, с. 1392—1394; № 40, с. 1428—1430; 1901, № 36, с. 1294. "Московские Ведомости", 1894, № 203, 245, 246. "Новое Время", 1894, № 6657. "Душеполезное Чтение", 1894, кн. 10—11 и 12; с. 318—326, 459—472, 573—579.