Салина Надежда Васильевна

— род. 30 августа 1846 в СПб., где и училась в консерватории пению у Цванцигер и Эверарди.

В 1885—87 пела в Москве на Частной сцене, с 1888 поет на казенной (сопрано). {Риман} Салина, Надежда Васильевна (по мужу Юрасовская) [30.8(11.9). 1864, Петербург — 4.4.1956 Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог.

Род. в семье артистов (отец — скрипач, B. З. Салин, мать — актриса М. И. Самарина).

Позднее певица вспоминала: "Кочуя по провинции вместе с матерью, я росла за кулисами и принимала нередко участие в тех спектаклях, где требовался по сценарию "ребенок без речей". В 1880—84 обучалась в Петерб. конс. (кл. пения Е. Цванцигер и К. Эверарди; кл. ф-п. C. А. Малоземовой) и одновременно брала уроки пения у П. Репетто (два с половиной месяца).

Совершенствовалась в вокальном искусстве во Флоренции (у проф. Ваннучини, 1887, 1888, 1893) и Париже (у П. Виардо, Бертрами и Д. Арто). Будучи ученицей конс., выступала в концертах, пела в хоре оперетты.

По рекомендации А. Рубинштейна была принята в Моск. частную рус. оперу С. Мамонтова (дебютировала в партии Наташи — "Русалка" А. Даргомыжского), где выступала в 1885—87. В этот период готовила оперные партии под рук. бельгийского певца Э. Сильва, с к-рым выступала в "Нероне" и "Лакме". В 1888—1908 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"). В сезоне 1892/93 гастролировала на сцене петерб.

Мариинского т-ра, в 1902 — в Праге. В 1908 получила звание "Засл. артист имп. театров". Обладала красивым голосом мягкого и теплого тембра, свободно пела колор. пассажи, легко брала ноты верхнего регистра.

Исп. отличалось поэтичностью, обаятельной женственностью.

Наиболее ярко ее талант проявился в лирич. партиях.

Известный муз. критик С. Кругликов писал: "Госпожа Салина — прелестная певица.

Она — образец школы, пример для начинающих.

Передача ее исполнена мягкости и вкуса и как свеж этот неменяющийся голос". Оперный репертуар певицы насчитывал св. 52 партий. 1-я исп. партий: Бьянки ("Алая роза", 2-я ред.), Настасьи Микуличны ("Добрыня Никитич"), Дамаянти ("Наль и Дамаянти"), Катарины ("Анджело", 2-я ред.), Франчески ("Франческа да Римини" С. Рахманинова; эту партию подготовила под рук. Э. Павловской); в Москве — Снегурочки ("Снегурочка"), Донны Анны ("Каменный гость"), в Большом т-ре — Федора ("Борис Годунов", 2-я ред.), Веры Шелоги ("Боярыня Вера Шелога", Н. Римский-Корсаков дал положительную оценку исп. этой партии), Февронии ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Джоконды ("Джоконда"), Зиглинды ("Валькирия"): на рус. сцене — Эллены ("Лакме"), Одна из лучших исп. на рус. сцене партий Лизы ("Пиковая дама", одна из 1-х исп. на сцене Большого т-ра). Снегурочки, Кумы Настасьи ( П. Чайковский высоко оценил искусство в двух последних партиях), Гальки, Лакме. Др. партии: Антонида, Горислава, Ярославна ("Князь Игорь", одна из 1-х исп. на моск. сцене), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Татьяна, Наталья ("Опричник"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова);

Донна Анна ("Дон Жуан"), Памина, Адальжиза, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Рахиль ("Жидовка"), Недда, Микаэла, Зиглинда, Эльза ("Лоэнгрин", эту партию подготовила в Петербурге под рук. П. Репетто), Венера ("Тангейзер"). Партнеры: Г. Бакланов, С. Власов, Ж. Девойод, Б. Корсов, Л. Собинов, П. Хохлов, Ф. Шаляпин.

Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Ф. Байдлера, Э. Бевиньяни, С. Рахманинова, В. Сука, Н. Федорова.

С 1897 участница концертов Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы М. Глинки, М. Балакирева, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова (композитор посвятил ей романс "Птичка"). В симф. концертах исп. сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена и кантате "Свитезянка" Н. Римского-Корсакова (1-я исп., Москва, 7 ноября 1898). Гастролировала с концертами в Орле, Смоленске, Н. Новгороде, Рязани, Костроме.

По рекомендации П. Чайковского были организованы гастроли С. в Праге. В 1904 организовала 1-й моск. квартет (вместе с Е. Збруевой, В. Петровым, Д. Смирновым), в составе к-рого выступала с концертами в Малом зале Дворянского собрания.

С. была дружна с А. Рубинштейном, А. Аренским, А. Гречаниновым, А. Куинджи, Н. Ярошенко, К. Станюковичем.

Талант певицы высоко ценили Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов.

В 1906 по совету Рахманинова директор Моск. муз.-драм. уч-ща А. Брандуков пригласил С. на лед. работу.

В 1922-24 преподавала в Моск. конс., в 1930 — на курсах в ГИМНе, в 1932 — в Первом муз. политехникуме.

Среди ее учениц — Я. Пиотрович.

Соч.: Осуществленная мечта//Огонек. 1940. № 12. С. 10; Жизнь и сцена. — Л.; М., 1941; Силуэты прошлого. (Памяти А. И. Южина; рук.) — в ЦГАЛИ, ф. 878, ед. хр. 2432; Моя теория голосоведения (1936, машинопись) — в ГЦММК, ф. 168, ед. хр. 2; Мои профессора и отображение их знаний на моей педагогической работе. — Там же, ед. хр. 3. Лит.: Н. Салина// Ежегодник имп. театров: Сезон 1907—1908. Вып. 18. С. 279—280; Юбилей Н. В. Салиной // РМГ. 1908. № 8—9. С. 217—218; Букша М. Н. В. Салина// Рус. артист. 1908. № 7. С. 100— 101; Гурчина А. Встреча с ветераном сцены //Сов. артист. 1953. № 28; Семьдесят лет спустя // Веч. Москва. 1954. 9 окт.; Рахманинов С. В. Письма. — М., 1955. С 284; К опшицер М. Савва Мамонтов. — М., 1972. С. 97—98, 103—105, 110,232; Воспоминания о С В. Рахманинове.

В 2 т./ Сост., ред., коммент. и пред. З. Апетян. — М., 1974. Т. 2. С. 459; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905— 1917. — Л., 1975; Россихина В. Оперный театр С. Мамонтова.— М., 1985. С. 233.