Самохвалова Вера Ильинична

(р. 22.09.1944) — спец. по эстетике и филос. культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

Окончила филос. ф-т МГУ (1968). С 1968 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН): м. н.с, ст. н.с; в наст. вр. (с 1993) — вед. н. с. Канд. дисс. — "Эстетическая специфика поэтической речи" (1974), докт. дисс. — "Антиэнтропийный смысл красоты" (1991). Акад. РАЕН. Отв. ред. сб. "Философские вопросы ислама" (1970), "Некоторые проблемы зарубежной эстетики" (1980), "Эстетическое воспитание: проблемы теории и практики" (1990), "Современная картина мира. Формирование новой парадигмы" — вып.1 (1997) и II (2001); а также переводов кн.: К.Охоцкий "Философия и естествознание" (1977), С.Лем "Философия случайности" (1979), Н.Такэнобу "Каратэ-до. Входные ворота" (1992). Осн. направления иссл.: формирование и функц. эсте-тич. сознания; специфика эстетич. сознания человека совр. информац. об-ва; проблема формирование и содержания культурной парадигмы; язык искусства; сравнит, анализ психоментальных моделей зап. и вост. культур; проблемы творч.; проблемы религ. и эзотерического сознания.

С. развивает мегаэстетич. концепцию красоты как фундам. основания бытия; в системе действия глоб. антиэнтропийных сил красота выступает как особый и оптимальный способ организации, отвечающий целям развития мира. Трактуя красоту как энергетически активную форму, через к-рую действует универсальный принцип существования самой жизни и движения структурообразующих сил вселенной, С. рассматривает организацию красоты как имеющую объективный и трансвременной характер.

Однако форма красоты есть не только организация, упорядочивающая мир (и имеющая объективно-космич. характер), но и способ проявления глубинного метафиз. содержания, имеющего отношение к дух. основанию человеч. жизни; это объясняет суб. значение красоты для человека, смысл создаваемого им искусства, закономерность и необходимость развития эстетич. сознания, напряженные поиски гармонии.

В этой связи С. развивает идею М.М.Бахтина о душе как внутр. форме и исследует проблему статуса и специфики эстет, реальности.

В 90-ые гг. С. разрабатывает проблему творч. как подлинно человеч. и поистине адекватного поведения человека в мире. Так, искусство предстает как особая форма адаптац. поведения, когда человек осваивает трансцендентные характеристики и измерения мира через организацию пространственных и временных форм искусства.

Феномен человеч. творч. рассматривается и как культурная форма инстинкта самосохранения, самоутверждения себя в мире (антиципация, моделирование и т.п.), и как человеч. вызов хаосу и небытию, комплексным выражением к-рого становится созданная человеком культура.

Создание культуры означает глоб. отвоевание пространства — и предметного, и идеально-мыслительного — у неопределенности, у хаоса, и это есть утверждение человеком не просто своего порядка в космосе, но такого его качества и содержания, к-рые делают его человеческим порядком.

С. исследует состояние совр. культуры, определяемое вхождением в фазу информац. об-ва, и рассматривает две ее осн. "парадигмы" — маскультов-скую и постмодернистскую.

Если считать создание культуры, красоты, гармонии реализацией предназначения человека на Земле, то С. усматривает и в мае-культе, и в постмодернизме фактически (по экзист. перспективе) отказ от данного предназначения и анализирует те черты совр. культуры, к-рые говорят о ее кризисе, о разрушении ею исходных ценностных скреп, образующих само инвариантное представление о культуре.

В этом смысле С. говорит о контурах постдействительности, когда и реальность, и человек утрачивают свои привычные очертания (определения) и приобретают такие качества, к-рые ставят под сомнение сам их статус: реальность все более виртуализиру-ется во всех многообразных ее проявлениях и ин-тах, а человек все более утрачивает ценности, определяющие человеч. бытие как таковое, и даже онтологически начинает утрачивать идентичность (имея в виду как биотехнологии и клонирование, так и новый симбиоз с умной техникой нового поколения).

В работах посл. времени С. уделяет много места и проблеме взаимодействия культур, в частности иссл. этнохтонной обусловленности специфики вост. культуры.

Прометеевский дух зап. человека противостоит мессианскому настрою рус. души и гармоническому приятию мира вост. человеком.

Идея глобализации вызвала интерес и отклик, но сама глобализационная практика в экон., информац. и особенно культурной сферах породила разочарование и беспокойство.

Информац. войны впервые сделали культуру инструментом силового давления на сознание, воздействуя на сами культурные механизмы идентификации человека в мире. Это вызвало трансформацию прежних культурных балансов и традиц. мифологии, заменив прежние естеств. мифы новыми, искусственно созданными и "уникультурными" по своему содержанию и смыслу.

С 1997 С. организатор и глав, ред. науч.-филос. и культурол. ж. "Полигнозис". Соч.: Язык искусства.

М., 1982; Человек в искусстве.

М., 1987; Традиционные японские искусства.

М., 1989. Красота как способ организации // Философские и социальные проблемы гуманизации науки. Сумы, 1990; Красота против энтропии.

М., 1990; Работа с сознанием в практике дзэнских искусств // Ежегодник философского общества.

М., 1990; Человек и мир. Проблема антропоцентризма // ФН. 1992. № 3; Сознание как диалогическое отношение // М.М.Бахтин как философ.

М., 1992; Определение эстетики как науки в современном контексте // Эстетический опыт и эстетическая культура.

М., 1992; Культурный контекст формирования эстетических представлений // Проблемы эстетической культуры в современном мире. М., 1993; Между логосом эйдоса и меоном онтиса // Феномен Лосева.

К 100-летию со дня рождения.

М., 1993; Человек и спасение мира // Русская культура и мир. Н. Новгород, 1993; Эстетическая реальность // Эстетическое сознание личности.

М., 1994; Мегаэстетический подход к пониманию смысла и функций красоты // В. МГУ. Сер.7. "Философия". № 2. 1994; Эзотерическая культура и современное образование // Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминации.

М., 1994; Единство мира и порядок красоты // Пара-плюс. № 2. 1995; Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура.

М., 1996; Красота — категория экономическая // Правила игры. № 2. 1996; О характере и слагаемых новой научной парадигмы // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы.

М., 1997; Красота: литургия и анафема // Полигнозис. № 3. 1998; О метафизическом смысле гармонии // Дельфис. № 4. 1998; Эстетическое воспитание в контексте общих социальных стратегий // Современные концепции эстетического воспитания.

М., 1998; Контуры постдействительности // Alma mater. В. Высшей школы. № 9. 1999; Массовый человек — реальность современного информационного общества // Полигнозис. № 1. 2000; Человек и судьба мира. М., 2000; Мифы для массового человека // Там же. № 1. 2001. Маскульт и маленький человек // ФН. № 1. 2001; Кризис цивилизации Фомы // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы.

Вып.2. М., 2001; Образ культуры минувшего века. Доминанты и тенденции // Итоги XX века. М., 2001; Между мифом и пародией.

Очерки культуры XX века. М., 2001.