Шахматов Борис Михайлович

(р. 12.05.1935) — спец. по истории рус. филос. и обществ. мысли; канд. филос. наук, доц. Род. в Уральске Казахской ССР. По окончании Мурманского пед. училища (1953) был в Заполярье, кроме службы в армии, на пед. и ком. работе.

Окончил филос. ф-т ЛГУ (1961). Был мл. н. с. ИФ АН БССР; там же окончил асп. (1967). До 1974 в аппарате ЦК ВЛКСМ, затем в АОН (с 1994 — Росс. академия гос. службы при Президенте РФ), референтом, ст. н. с. кафедры науч. коммунизма, зав. ред.-изд. отделом, ст. н.с, доц. кафедры филос., с 1998 — доц. каф. истории росс. государственности и обществ.-филос. мысли. Канд. дисс. — "П.Н.Ткачев и позитивизм в России 60—70-х гг. XIX в." (1977). Сост. кн.: "Ткачев П.Н. Соч. в 2 т." (М, 1975—1976); также комментарий, "Библиографическое послесловие" и "Библиография произведений П.Н.Ткачева"; вступительная статья [В соавт.] и общая ред. [В соавт.]; "Утопический социализм в России.

Хрестоматия" (М., 1985) и "Встань, человек!" (М., 1986, обе совм. с А.И.Володиным); "П.Н.Ткачев.

Кладези мудрости российских философов" (М., 1990). Автор ряда статей в энциклопедических изд.: "П.Н.Ткачев (БСЭ, 3-е изд.; ФЭС); "В.В.Лисевич" (ФЭС); "В.В.Берви-Флеровс-кий", "Г.Н. Вырубов", "Е.В.Де-Роберти", "А.А.Козлов". [В соавт.] и др. ("БСРП"). Цель иссл. Ш.: достичь полноты раскрытия содержания и оптимальной интерпретации взглядов отдельных мыслителей в истории рус. филос. и обществ. мысли. Она конкретизируется у Ш. в стремлении к фронтальности охвата и вовлечения в иссл., каким бы узкоспециальным оно не было, не только всего доступного и разнообразного материала (событий, текстов, всей партитуры контекста), но и поиска новых материалов и источников; не только использования всего методол. арсенала истории филос. и смежных дисциплин (напр., он специально рассматривает биографические, историографические, идеографические, иконографические и др. аспекты ист.-филос. иссл.), но и применение каждый раз своего и выработки нового методол. инструментария.

Не моделирование ист.-филос. явления, возможности к-рого часто сомнительны, а ист.-филос. сканирование изменений в этом явлении и в его контексте с их последующей дефрагментацией.

История филос. погружена в жизнь и, как и последняя, фрагментарна, причем ист.-филос. смысл могут обнаружить те фрагменты, большинство к-рых, казалось, не имеют к ней отношения.

Она, как и жизнь, имеет свою драматургию, живет как по своим, так и не по своим законам и, как всякая литература, имеет свою поэтику.

Соч.: К вопросу о биографическом аспекте в историко-философских исследованиях // История философии и марксизм.

М., 1979; Н.Г.Чернышевский и П.Н.Ткачев // Н.Г.Чернышевский и современность.

М., 1980; П.Н.Ткачев.

Очерки из истории рационализма // Вопросы научного атеизма.

Вып.25. М., 1980; П.Н.Ткачев.

Этюды к творческому портрету.

М., 1981; Литературный дебют П.Н.Ткачева // Революционная ситуация в России в сер. XIX века: деятели и историки.

М., 1986; Школа творческой мысли // Коммунист. 1987. № 11; О необходимых основаниях изучения русской философии // ВФ. 1988. № 9; Русский Гракх — французский "Набат" (Новое о П.Н.Ткачеве) // Факел. Вып. 1. М., 1989; Восприятие и истолкование идей исторического материализма в пореформенной России // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования.

Вып.1. М., 1989; Ж. и газ. "Набат" П.Н.Ткачева (Указатель содержания) // Революционеры и либералы России.

М., 1990; Предварительный список (словник) к материалам для словаря отечественных философов за первые десять лет советской власти (1917—1976) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования.

Вып.III. Послеоктябрьский период.

М., 1990.