Шевченко Михаил Данилович

(р. 07.11.1934) — спец. по истории филос., фил ос. религии и филос. права; канд. филос. наук, доц. Род. в с. Дивизия Одесского обл. Окончил ист. ф-т Одес. ун-та (1959) и асп. кафедры филос. гуманит. ф-тов МГУ (1966). С 1966 по 1977 — ст. преп. кафедры филос. 2-го Моск. мед. ин-та, с 1997 — доц., с сентября 2000 — проф. кафедры филос. Моск. академии МВД. С 1971 по 1986 — зав. кафедрой филос. Пролетарского филиала ун-та марксизма-ленинизма, с 1994 по 1996 — зав. кафедрой гуманит. дисциплин Ин-та экономики и предпринимательства.

Канд. дисс. — "О причинах религиозности детей и подростков в социалистическом обществе" (1966). Подготовлена докт. дисс. — "Философско-методологический анализ религиозного сознания". Науч. труды Ш. посвящены дух. деятельности в ист. и индивидуальном развитии человека, взаимосвязи внешн. и внутр. сторон его жизни в разл. соц. условиях.

Ш. разрабатывает проблемы утверждения христ. духовности в России.

Он приходит к выводу, что массовое сознание в осн. усвоило лишь обрядоверческую сторону вероисповедальных норм. Начавшийся в серебряном веке процесс дух. освоения христианства массовым сознанием был прерван приходом большевиков к власти.

Однако за посл. десятилетия об-во существенно изменилось (индивидуализация, психологизация), и возникла неудовлетворенность интеллектуальных слоев россиян нынешним положением в православии.

Это иллюстрируется числом отошедших от официальной церкви как в длительной (XVII—XX вв.), так и короткой (1994—2000) ретроспективе.

В 90-е годы XX в. появилась потребность в качественно новой системе ценностей, в ином вероучении.

Выработка конструктивных устремлений и идеалов — важнейшая задача дух. развития росс. об-ва сегодня.

Однако ни иерархи церкви, ни православные богословы, по мнению Ш., не готовы решить проблемы формирования приоритетных ценностей, перехода постсов. об-ва от об-рядоверческого этапа религиозности к подлинному освоению религии Святого духа и проводить реформу православия.

Рассматривая вопросы настоящего и будущего светской жизни России, Ш. утверждает, что основой роста правосознания и правовых ин-тов является развитие частной собственности и взаимосвязанного с ней индивидуализма, что в XX в. Россия, "похоронив" общину, в осн. утратила специфику в построении циви-лиз. об-ва; предположения многих мыслителей XIX—XX вв., увязывавших будущее страны с ролью ее крестьянской общины, не находят ист. подтверждения.

Он доказывает, что совр. Россия — развивающаяся страна Европы, созидающая свою экономику и государственность на развалинах традиц. общины и сов. коммуны, что реконструкция экономики и полит. структуры не может проходить изолированно от достижений передовых стран мира, а рус. человек начала XXI в. в психич. плане основательно отличается от своих предшественников даже столетней давности и нередко трудно отличим от совр. европейца.

Анализируя ист. попытки европеизации России, Ш. выявляет возможности ее качественного преобразования в начале нового тысячелетия.

В обл. истории филос. Ш. исходит из всеобщего как основы человеч. деятельности, мышления в том числе. Мыслительная деятельность, обогащаясь с каждым новым поколением, имеет свою логику и м.б. постигнута в соотношении традиции и творч. Касаясь обыденного сознания россиян, он отмечает преувеличенную роль опыта и "непосредственного" знания и приуменьшение рациональной формы дух. деятельности.

Соч.: Проблемы религии и социальной философии личности у Л.Фейербаха // Теоретические проблемы медицины и советского здравоохранения.

Труды 2-го МОЛГМИ.

М., 1969; Методология изучения внутреннего мира в историческом и индивидуальном развитии.

М., 1985; Прошла ли Россия христианизацию? // Христианин. 1993. № 3—4; Истоки полицейского государства в России // Право и жизнь. 1994. № 6; Философия Нового времени.

М., 1998; Историко-культурные предпосылки европейской философии права // Основы философии права. Вып.1. М., 1998; О сущности христианизации // Диалоги о вере. СПб., 1999. № 1; Духовная культура Западной Европы и России.

М., 1999; История западноевропейской философии (докантовский период).

М., 1999; Религиозное сознание и духовная деятельность.

М., 2000.