Симеон архиепископ Сибирский

— архиепископ Сибирский и Тобольский.

Родился в Новгородской губернии.

Монашество принял в Троицком Макариев-Желтоводском монастыре.

С 1649 года был игуменом Боровского Пафнутиева монастыря. 9 марта 1651 года в Московском Успенском соборе патриархом Иосифом хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.

Вскоре по приезде в Тобольск построил при архиерейском доме домовую церковь во имя 40 мучеников Севастийских, в память дня своей хиротонии. 22 января 1654 года выехал в Москву для присутствия на Соборе по делу исправления богослужебных книг. 14 декабря 1654 года вернулся в Тобольск.

Архиепископ Симеон, сочувствовавший протопопу Аввакуму, находившемуся в изгнании в Тобольске, дал ему священническое место. Но и в Тобольске протопоп Аввакум скоро успел вооружить против себя многих.

Дьяк архиепископского двора Иван Струна за что-то невзлюбил и преследовал дьячка той церкви, в которой служил Аввакум.

Однажды, во время отъезда архиепископа Симеона в Москву, когда Аввакум с дьячком своим Антоном отправлял вечерню, Струна вбежал в церковь и схватил Антона на клиросе за бороду.

Аввакум тотчас оставил службу, затворил и замкнул двери церкви, чтобы не впустить никого из пришедших с Струною, а самого Струну с помощью дьячка посадил на полу среди церкви и отстегал его ремнем "нарочито". Родственники Струны, также попы и чернецы, возмутили весь город, чтобы убить Аввакума, так что он целый месяц бегал от них и скрывался, иногда ночевал в церкви, иногда уходил к воеводе.

Когда возвратился архиепископ, Аввакум пожаловался ему и прибавил, что в его отсутствие дьяк Струна не подверг никакому наказанию одного кровосмешника, взяв с него полтину.

Владыка велел сковать дьяка Ивана Струну, но Струна ушел к воеводам в приказ.

Воеводы отдали Струну на поруки боярскому сыну Бекетову.

А владыка, по совету Аввакума, предал Струну в Неделю Православия проклятию.

И это проклятие до того поразило Бекетова, что он вышел из себя и тут же в церкви бранил архиепископа и Аввакума, а на пути в дом свой внезапно скончался.

Владыка и Аввакум приказали бросить тело несчастного среди улицы собакам и только через три дня похоронили.

Полагают, что архиепископ Симеон сочувствовал и другим расколоучителям.

За это патриарх Никон запретил в священнослужении архиепископа Симеона на целый год (с 25 декабря 1656 по 25 декабря 1657 года). В августе 1660 года архиепископ Симеон самовольно выехал в Москву с жалобой на тобольского воеводу, боярина князя И. А. Хилкова.

Дело это он не выиграл, но получил полное удовлетворение своего ходатайства о нуждах епархии. 1 марта 1663 года вторично выехал в Москву, по вызову государя. 16 февраля 1664 года уволен на покой и отправлен на обещание в Московский Покровский монастырь.

В том же году на него возложена должность смотрителя и старшего справщика церковных книг на печатном дворе в Чудовом монастыре.

В 1675 году патриархом Иоакимом послан в Макариев-Желтоводский монастырь для свидетельствования мощей преподобного Макария, скончавшегося 25 июля 1444 года. Скончался архиепископ Симеон в Московском Чудовом монастыре, но неизвестно когда (в 1678 году был еще жив). Архиепископ Симеон был человек прямой, энергичный, ревниво оберегал свои права и отстаивал права угнетаемых. "Повелено нам, богомольцам твоим, — говорил он в одной записке царю, — беспомощным в напастях руку помощи подавать", поэтому у него были частые столкновения с воеводами.

Много потрудился святитель над благолепием службы, над благоустройством церквей.

Во время его управления Сибирской епархией в ней были основаны монастыри: Межугорский Иоанно-Предтеченский (1653), Кодинский Свято-Троицкий, Спасский в городе Якутске, Турханский Троицкий (1660), Алексиевский (во имя Алексия, человека Божия) в городе Томске (1662), Троицкий в Киренске (1663). Время управления Сибирскою епархией преосвященным Симеоном ознаменовано прославлением некоторых чудотворных икон и явлением мощей мученика Василия Мангазейского († 1602; память 22 марта/4 апреля).

В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона было произведено свидетельствование мощей святого Василия.

Литература: Стафилевский И. Краткое сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. — СПб., 1891. Сулоцкий А. И., протоиерей.

Тобольские и томские архипастыри, или Краткая история Тобольской и Томской епархии. — Омск, 1881. Абрамов Н. А. Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский (1651 — 1664) // Странник. — СПб., 1867, № 8, август.

Путинцев М. Архипастыри Тобольской епархии. — Омск, 1892. — Ч. 2, отд. 1 (Тобольские епархии).

Диев М. Я., протоиерей.

Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). — 1859, с. 821—827. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 317, 571. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 53. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 861. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 462—463. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 7, с. 152, 294. Минея март. — М., 1984. — Ч. 2, с. 142—144.