Симон епископ владимирский

— святой, сначала монах Печерского монастыря в Киеве, потом игумен Владимирского Рождественского монастыря, с 1215 г. епископ владимирский; † в 1226 г. Известен как автор 8 повестей о 8 печерских иноках, писанных к его другу, печерскому иноку Поликарпу.

Эти повести помещены в больших выдержках в разных археологических изданиях, а в целом составе — в "Патерике" киевском (см. соотв. статью; см. в "Обзоре" Филарета черн. № 44), без того "послания" к Поликарпу, которое было им предпослано. "Послание" и "повести" замечательны, между прочим, по историческим деталям о жизни преподобных, изображаемых С. Он написал "Повесть об основании Печерской обители", где содержится рассказ о некоем Шимоне, благотворителе храма обители, который был сначала латинянином, потом у преп. Феодосия научился истинно веровать в И. Христа, обратив за собою в православие до 300 душ ради чудес Феодосия.

В "Повести" упоминается о греческих живописцах, работавших в храме, и о "Греческих книгах блюдомых на память". В. Н. Татищев видел список "летописи", в которой С., пользуясь библиотекой князя Константина, записал некоторые события 1200—25 гг., хваля князя за его любовь к просвещению; эта летопись после Татищева не найдена.

Этот С., составитель части Печерского патерика, большинством писателей смешивается со св. С., епископом Суздальским и Ростовским, жившим в начале XII в. и бывшим третьим или (по другим летописцам) пятым епископом Ростовской области.

Тело С. I в нетлении почивает в киевских пещерах;

С. II погребен во Владимирском Успенском соборе.

Архиепископ Сергий в брошюре "Св. С., епископ владимирский и суздальский" (Владимир, 1899) устанавливает существование св. С. I и С. II и делает предположение, что празднование церковью 10 мая памяти св. С. установлено в Киеве первоначально в честь С. первого (суздальского), почивающего в Печерской лавре; впоследствии же (не позднее XVII в.) на основании печерского патерика или послания С. II Поликарпу (в патерике) образовалось мнение, что почивающий в Киево-Печерской лавре и есть С. владимирский, написавший это послание.

См. изд. Яковлева, в "Памятниках русск. литературы XII и XIII в." (СПб., 1872), и М. Викторовой, "Киево-Печерский патерик по древним рукописям" (Киев, 1870). {Брокгауз} Симон, епископ Владимирский — святитель, епископ Владимирский и Суздальский. † 1226, память 10/23 мая, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2—ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов. По предположению академика П. Г. Буткова (1775 —1857), святитель Симон родился около 1166 года. Круг источников, из которых можно почерпнуть сведения о святителе Симоне, видном церковном деятеле и незаурядном писателе, невелик: это сочинения Симона и Поликарпа, составившие ядро Киево-Печерского патерика, а также свидетельства русских летописей.

Из них известно, что Симон с молодых лет жил в Киево-Печерской лавре, где и принял пострижение в монашество.

С 1206 года — игумен монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире.

Был духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо).

В 1215 году по повелению великого князя Юрия Всеволодовича, желавшего иметь в своей столице городе Владимире самостоятельного епископа, поставлен первым епископом Владимирским и Суздальским.

Во время княжеских усобиц, когда после поражения в Липецкой битве (1216 г.) князь Юрий Всеволодович был вынужден уступить владимирский стол старшему брату Константину, епископ Симон следует за княжеской семьей в городец Радилов, оставляя епископию.

В 1217 году он сопровождает Юрия Всеволодовича в его поездке во Владимир для примирения с Константином, а затем переезжает с княжеским двором в Суздаль, доставшийся Юрию в удел. Епископ Симон возвращается на епископию только в 1219 году после смерти Константина и утверждения на владимирском столе Юрия Всеволодовича.

Скончался 22 мая 1226 года, незадолго до смерти приняв схиму. Епископ Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе.

После канонизации в XVII веке его мощи были перенесены в Киево-Печерскую лавру. Летопись называет Симона "учительным", книжным, хорошо образованным для своего времени.

Его идеал — смирение, простота и затворничество.

Пастырь, несший апостольский подвиг просвещения восточной Руси светом христианства.

Целые толпы народа сходились послушать благодатное слово святителя, научаясь от него истинам святой веры. Духовный писатель.

Один из авторов Киево-Печерского Патерика.

Составил жизнеописание Киево-Печерских подвижников, вошедшее впоследствии в состав первоначального Патерика Печерского.

Находясь во Владимире, продолжал тосковать о Киеве. В послании к своему другу, монаху Киево-Печерской обители Поликарпу, писал: "Я бы рад оставить епископство и служить игумену (печерскому), но знаешь, что удерживает меня. И кто не знает меня, грешного епископа Симона, и этой соборной церкви владимирской, красоты города, и другой, суздальской церкви, которую я создал? Сколько они имеют городов и сел? И десятину собирают по всей земли той, и всем тем владеет наша худость.

Но пред Богом скажу тебе: всю сию славу и власть я за уметы вменил бы, если бы мне колом торчать за воротами или сором валяться в Печерском монастыре и быть попираему людьми.

День один в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести, и я гораздо охотнее согласился бы пребывать в нем, нежели жить в селениях грешничих". Труды: Послание смиренного епископа Симона Владимирского к Поликарпу, черноризцу Печерскому // Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. — М., 1821, с. 249—257. Сказания Симона, епископа Владимирского и Суздальского о святых черноризцах печерских.

Слово о создании церкви Печерской.

Литература: Бутков П. Ответ на новый вопрос о Несторе, летописце русском. — СПб., 1850, с. 10. Едлинский М. Е., священник.

Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 1-е изд. — СПб., 1895, с. 112—117. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, май, с. 165. Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода XI—XIII веков. — Киев, 1900, с. 142,193—202. Хойнацкий А. Ф., протоиерей.

Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. — М., 1888, с. 45, 257, 267. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 47, 76. Нарбеков В. А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20— 26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. — Казань, 1907, с. 27. Германов С. На Афон и Святую Землю. — М., 1912, ч. 1, с. 24. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 1, с. 728, 731, 750, 751, 752. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — М., 1880. — Т. 1,1-я половина, с. 628, 749, 778. Протопопов Н. Очерки по истории древне-русской письменности от начала письменности до XVIII в. — 1902, с. 64—73. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888, пер. 1, с. 48, 86,183. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных. — 3-е изд. — СПб., 1900, май, с. 278, 426. Титов А. А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). — М., 1892. Иоасаф (Гапонов), иеромонах.

Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. — Владимир, 1857. Калайдович К. Ф. Памятники русской словесности XII века. — 1821, с. 241. Галахов А. История русской словесности, древней и новой. — СПб., 1863. — Т. 1, с. 301. Пыпин А. Н. Истрия русской литературы: в 3 т. — СПб., 1898—1899. — Т. 1, с. 140. Игнатий (Малышев Иван Васильевич), архимандрит.

Краткие жизнеописания русских святых: в 2 т. — СПб., 1875. — Т. 1. Полевой П. Н. История русской словесности с древнейших времен до наших дней: в 3 т. — СПб.,1900, — Т. 1, с. 82,107—108. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 6 т. — М., 1807—1815. — Т. 1, с. 240. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 9, ч. 2, май, с. 121. Мезиер А. В. Русская словесность с XI по XIX столетия включительно.

Библиографический указатель: в 2 ч. — СПб., 1899, 1902, ч. 1 (XI-XVIII). Сопиков В. С. Опыт российской библиографии. — М., 1824. — (№ 814—16). Яковлев В. А. Древнекиевские религиозные сказания. — Варшава, 1875, с. 26, 30. Межов В. И. Русская историческая библиография с 1865—76 годы: в 8 т. — СПб., 1882—1890. — Т. 2, № 14564; т. 3, № 26355, 26955, 27725. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 529. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 653, 661. Иконников В. С. Опыт русской историографии: в 2 т. — Киев, 1891—1908. — Т. 1, кн. 1, с. 620. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395. Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. — Казань, 1870—1891. — Т. 1, с. 414—418. Шевырев С. П. История русской словесности, преимущественно древней: в 4 ч. — М., 1845— 1860,ч. 3.-с. 1—6. Сергий (Спасский), архиепископ.

Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 16. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 659. История Владимирского кафедрального Успенского собора. — Владимир, 1877, с. 40. Описание Федоровского Городецкого монастыря. — СПб., 1913, с. 26, 28, 29. Историческое описание Федоровского монастыря. — Н.-Новгород, 1900, с. 12,13,14. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 1, с. 185; т. 7, с. 119. Каратаев И. П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами 1491—1730 годов. — СПб., 1861, № 123, 703, 841,1190,1191. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, с. 36—37, 59,181—201. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 76. Кубарев А. М. О Патерике Печерском и описание харатейного списка Печерского Патерика // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1847. — Кн. 9. Кубарев А. М. О редакциях Патерика Печерского вообще // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М, 1858. — Кн. 3. Петров Н. И. О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога. — Киев, 1875. Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы // Под ред. Бычкова. — СПб., 1882, с. 214, 238, 258, 279, 370—377. Арсений, иеромонах.

Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры: в 3 ч. — М., 1878—1879; 1879. — Ч. 3, с. 676, 712—714, 767—768, 800. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — СПб., 1862, с. 221. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 42—44. Православный собеседник. — Казань, 1907, июль-август, с. 206. Исторический вестник. — СПб., 1900, январь, с. 384. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 4, с. 70. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 589. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 521; т. 2, с. 2062. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29 (кн. 58), с. 936. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 491—493. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 34. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898, ч. 1, с. 74. Ольшевская Л. А. Симон // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 392—396. Минея май. — М., 1987. — Ч. 1, с. 393. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 24,133,137,140,193,194,232,297,300, 303—305, 312, 342, 369, 372—380, 387, 398, 403, 459, 462—465,468—470,475,480—483,490,492,494, 499—501, 503, 515, 517.