Синченко Георгий Чонгарович

(р.09.06.1961) — работает в обл. филос. и методол. соц. познания, филос. антропологии, филос. права; канд. филос. наук, доц. Род. в Вильнюсе.

Окончил филос. ф-т МГУ (1983), асп. того же ф-та (1986). С 1987 — преп., ст. преп., с 1996 — доц. Омского юрид. ин-та МВД. Канд. дисс. — "Предвидение в социально-историческом познании" (1988). В наст. вр. С. завершает работу над докт. дисс. "Человек в правовом бытии". Анализируя методол. познания прошлого, С. показал ее насыщенность прогностическими процедурами, комбинирующимися с ист. описаниями, объяснениями и реконструкциями.

Важное место в творч. С. занимает положение о нравств. и экол. сущности разума, о мышлении как нравств. действии. "Вступая" в мышление, человек тем самым оказывается ответственным за зависящие от него как мыслящего субъекта условия возможности интеллектуальных актов. Филос. понимание экологии не может ограничиваться обл. соматических и техногенных контактов человека с природной средой.

Разум, насколько он может проявиться в соц. практике, есть определяющий экол. фактор всей системы сфер чело-веч, бытия в мире. В качестве предельных проблем культуры С. рассматривает проблемы свободы, жизни и смерти.

Им разработана типология мировоззрения по основанию принятия (отрицания) жизненных ценностей, филос. и религ. течения показаны как серия решений вопроса об отношении к смерти.

Границы филос.-мировоззренч. стратегий (установок, ориентации, предпочтений) задаются, с одной стороны, категорическим жизнеутверждением, с др. стороны, категорическим жизнеотрицанием.

Интервал между ними заполнен рядом переходных форм, позволяющих интерпретировать практически все крупные филос. системы.

Обл. особого интереса С. — интеллектуальный феномен ленинизма.

Критически относясь к облегченно-публицистическим оценкам фигуры В.И.Ленина, С. полагает, что "ключ" к теор.-идеол. проектам важнейшего представителя рус. революц. авангарда надо искать в лишь сейчас окончательно складывающейся картине мира, в центр к-рой наука XX в. помещает неравновесность, нелинейность, случайность, переплетение энтропийных и негэнтропийных процессов.

Лит. параллелью некласс. мышления Ленина служат знаменитые сказки Льюиса Кэрролла.

С. разрабатывает проблематику филос. права, ее историю и концепт.-методол. природу.

Филос. права — интегрированная обл. знаний, высший ярус к-рой является исконной филос. дисциплиной.

Филос.-правовая мысль может актуализироваться только тогда, когда нельзя углубить понимание права без филос. творч. и нельзя выполнить акт филос. мышления без активности на передней линии теор.-юрид. культуры.

С т. зр. филос., это гегелевский стиль отношения к праву. Центр. задача филос. права — осмысление реальности в тех ее пределах, в к-рых право м.б. понято и обосновано как укорененный в системе отношений "мир — человек" целый юрид. универсум — широкое и сложное антропосоциокультурное образование, включающее разл. формы "собственно" права, правосознание, правовые идеалы, правоотношения и среду их функционирования, многообразные механизмы мотивации и регуляции деятельности.

Если без права поле человеч. активности помечено эквитальной пробельностью (отсутствием интерсубъективных формализации справедливости), то право вне данного поля пробельно в экзист. смысле.

Иначе говоря, юрид. универсум антропогенен, а человеч. — эквитогенен.

Постоянное динамичное взаимозаполнение этих пробелов и составляет суть совместного становления личности и правосферы.

Право является инструментом альтеризации человека, т. е. его обращения в Другого самому себе, форирования соц. alter ego, предназначенного представительствовать человека в тех или иных отношениях и инициативах.

Поскольку в континууме права последние так или иначе типизированы и формализованы, постольку типизирована и формализована также подразумеваемая разновидность Другого, к-рая обозначается термином "Любой". В отличие от данного общеевроп. филос.-правового концепта, высшим пределом рус. религ.-филос. инспираций выступает смыслообраз человека как Каждого (множественного Ты). Противоречивое совмещение в отеч. религ.-филос. и правовом сознании этих логически конкурирующих понятий обеспечивается специ-фич. мыслительной стилистикой, где архетипич. матрицей смыслопорождения является оксюморон.

С. — отв. ред. уч. пос "Философия права" (1999). Соч.: Объяснение, предсказание и ретросказание в историческом познании // В. МГУ. Сер. "Философия". 1986. № 3; От техницизма — к экоразуму. [В соавт.] // Alma mater. В. высшей школы. 1991. № 1; Аксиология свободы // Человек: феномен субъективности, система сущностных сил. Ч.3. Омск, 1994; "Коркунов Н.М." // Философы России XIX—XX столетий.

Биографии, идеи, труды. М., 1995; Немарксистская философия человека в XX столетии.

Омск, 1994; Философия человека и предельные проблемы культуры: Уч. пос. Омск, 1996; Стилистика раннего советского философско-правового мышления.

Ленин и Льюис Кэрролл // В. Омского университета. 1997. Вып.3; Русское столетие философии права // В. Омского университета. 1998. Вып.1; "Кистяковский Б.А.", "Коркунов Н.М.", "Петражицкий Л.И.", "Рейснер М.А.", "Стучка П.И.", "Шершеневич Г.Ф." // Философы России IX—XX столетий.

Биографии, идеи, труды. М., 1999; Философия права (История, проблематика, современные подходы).

Уч. пос. [В соавт.]. Омск, 1999; Философско-правовые облики человека.

Омск, 2001.