Скибицкая Марина (Мария) Михайловна

[24.2 (7.3). 1884, Казань —29.1.1943, Саратов] —арт. оперы (меццо-сопрано), оперетты, камерная певица и педагог.

Род. в крестьянской семье. После окончания казан, гимназии поступила на учительские курсы. На одном из любительских концертов ее голос услышал антрепренер М. Медведев, по совету к-рого в 1902—07 училась пению в Моск. муз.-драм. уч-ще. В 1906—07 овладевала сцен. мастерством под рук. Медведева в "Студии около Арбатских ворот". В 1906 дебютировала в Москве в опере "Любовный напиток". Позднее выступала в Киеве (1907—08, 1912—23, 1924—26), Казани (1909, 1914), Тифлисе, Риге, Екатеринославе, Житомире (1909), в Передвижной опере М. Медведева (1910—12), Харькове, Одессе (1911). В 1913—23 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Кармен), в 1923—24 пела в Харькове, в 1925 — Казани, в 1926 — в Тифлисе, в 1927—29 — в Одессе, в 1929—30 — в Третьей передвижной укр. опере (Винница, Бердичев, Чернигов), в 1930—41 солистка Саратов, оперного т-ра. Гастролировала в Симбирске, Ростове-н/Д, Астрахани, Екатеринославе, Витебске, Минске.

Обладала ровным, сильным по звучанию голосом широкого диапазона, имела привлекательную сцен. внешность, владела драм. искусством. "...Она была прекрасной актрисой и создала образы большой глубины и неизменно сильно впечатляла слушателей.

Ее недаром называли "Шаляпиным в юбке"" (М. Квалиашвили)*. Репертуар певицы включал св. 60 партий. 1-я исп. в Одессе партий: Любавы ("Садко"), Ганны ("Майская ночь"), Любови, Кармен, Амнерис, Поппеи.

Лучшие партии: Любаша ("Царская невеста", Няня ("Евгений Онегин"), Далила.

Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Марфа ("Хованщина"), Груня ("Вражья сила"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Наталья ("Опричник"). Солоха ("Черевички"), Иоанна д''Арк, Лель, Настя ("Тарас Бульба" Н. Лысенко);

Марцеллина ("Свадьба Фигаро"), Паж Урбан, Памела.

Фидес, Маллика, Миньон.

Маддалена, Ортруда.

Партнеры: А. Жуковская, О. Камионский, Ф, Орешкевич.

П. Словцов, И. Стешенко.

П. Цесевич.

После 1917 принимала активное участие в концертах для рабочих и красноармейцев.

В 1938—43 проф. Саратов. конс. Лит.: Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 307; Квалиашвили М. Г.*. По трудному пути: Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 31—32; Гужова В. М. Спогади. — Киів. 1971. C. 27; Лисенко 1. 3 плеяди видатних. (До 100-річчя М. Скибицькоі) // Музика (Киів). 1984. № 6. С. 26.