Скрипица Георгий

— священник г. Ростова, автор известного "Написания о вдовствующих попех", благодаря которому было отменено постановление собора 1503 г. об устранении вдовствующих попов от служения.

Этот факт имеет общее значение и находится в связи с внутренней политикой и жизнью того времени.

Правительство Иоанна III поставило на очередь вопрос об улучшении нравственного состояния духовенства и мирян и об отношениях гражданской и духовной власти.

Оба эти вопроса привлекали внимание как правительства, так и общества.

К улучшению нравов духовенства ревностно стремились: митрополит Феодосий, хотевший, по словам летописца, силою навести духовенство на Божий путь, новгородский архиепископ Геннадий, настаивавший на необходимости школ для духовных лиц, и киевский митрополит Иосиф, старавшийся воскресить строгую монастырскую жизнь. Этот вопрос об улучшении быта обсуждался и на соборе 1503 г. На нем митр. Симон с архиеп.

Геннадием и с шестью епископами, ссылаясь на правила св. апостолов и отцов, запретил вдовым попам и диаконам служить ввиду того, что многие из них, не переставая священнодействовать, держали наложниц.

Затем было установлено наказание таким вдовым священнослужителям, а те, кто "после своих жон живет чисто", также отстраняются от служения, если не идут в монастырь, но сохраняют часть своих прав. Было принято и несколько других мер, направленных к той же цели, как, напр., запрещение жить в одном и том же монастыре чернецам и черницам.

Такая мера была не первой и не последней.

Еще в 1468 г. псковичи самовольно по всей своей волости отстранили от службы овдовевших священников и диаконов, и когда архиеп.

Иона хотел за это наложить на них епитимью, митр. Феодосий запретил ему это. Также спустя 6 лет после Московского собора, на Виленском соборе (1509 г., 18 янв.), под председательством киевского митр. Иосифа, в VI статье "о попех, не имущих жен", было постановлено почти то же самое. Но постановлением собора 1503 г. остался недоволен С., сам вдовый поп, и направил прямо против него свое большое "Написание". "Не оскорбляйте и не осужайте свяшенников, — пишет между прочим С. членам собора, — кроме богословных вин. Вы же, господа, осудили есте всех ереев и дияконов, настоящих и будущих, смертию жен их... Писано: священнику, впадшему в блуд, не священствовати... А о чистых ереех и дияконех где писано отлучити от священства и нужею постричися?.. А вы, господа, всех ереев и дияконов безо испытания, на лица зря, осудили: который поп имеет жену — чист, а не имеет жену — нечист"... Далее он останавливается на вопросе о причинах понижения нравственного уровня духовенства. "От кого то зло сталось в нашей земле?" — спрашивает он и объясняет это "нерадением и небрежением" высшего духовенства, тем, что "священноначальники" управляют церковью "по обычаю земных властителей" — через бояр, дворецких, тиунов и пр. "Вам достоит пасти церковь", говорит С., "священниками благоразумными, а не мирским воинством". И эти слова не прошли бесследно: на соборе 1551 г. светская власть в духовном управлении была значительно ограничена в пользу духовенства.

С. останавливается также на других, более мелких постановлениях собора.

Его послание напечатано с предисловием О. Бодянского под заглавием: "Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попех" в "Чтениях Общества Истории и Древн. Рос. при Имп. Моск. университете", 1848 г., № 6, отд. IV, 45—54, в виде свода трех списков XVII в.: 1) рукописи Моск. духовной академии, в 4 д., № 177, стр. 466—75, 2) рукописи Моск. главного архива Мин. Иностранных Дел, в 4 д., № 2, стр. 47—61, и 3) из рукописной Кормчей М. П. Погодина.

Эти списки указывают на некоторое распространение "Написания". Филарет Гумилевский, "Обзор русской духовной литературы", 1884 г., стр. 122. — П. М. Строев, "Библиологический Словарь и черновые к нему материалы", под ред. А. Ф. Бычкова, 1882 г., стр. 60, 428. — А. Ф. Бычков, "Описание церковно-славянских рукописей", стр. 70. — С. М. Соловьев, "История России с древнейших времен", изд. "Обществ.

Пользы", I, 1878—79, и указатели к ней М. С. Соловьева и Шилова. — "Акты Арх. Эксп.", т. I, № 382—383. — "Софийский Временник", ч. II, 271, и "История Российская" В. Н. Татищева, ч. IV — определение собора. — Н. И. Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", I, 336. — В. С. Иконников, "Опыт русской историографии", 1892 г., 1272. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXX, 270. — В. Межов, "История русской и всеобщей словесности.

Библиографические материалы", № 7748. — Указатели И. Забелина и С. Белокурова к издан. Общ. Ист. и Древн. Poсс. А. Купалов. {Половцов} Скрипица, Георгий — священник гор. Ростова, автор замечательного "Написания о вдовствующих попех", направленного против постановления Московского духовного собора 1503 г. об устранении от священнослужения вдовствующих попов; благодаря протесту С. постановление это было отменено.

Напечатано "Написание" в "Чтениях Московского общества истории и др. росс." за 1848 г., № 8. {Брокгауз}