Смирнов Андрей Вадимович

(р. 12.03.1958) — спец. по истории филос.; д-р филос. наук. Род. в Москве.

Окончил соц.-экон. ф-т Ин-та стран Азии и Африки при МГУ, заочную асп. ИФ АН СССР (1989). С 1989 работает в ИФ РАН: ст.н.с, с 1998 — вед. н. с. (Центр восточных филос). Канд. дисс. — "Философия Ибн-Араби (1165—1240)" (1989), докт. дисс. — "Процедуры формирования смысла в средневековой арабо-мусульманской философии" (1998). Осн. проблематика иссл. — логич. основания ист.-филос. процесса, логика единства и развития филос. мысли, в том числе на примере арабской цивилизации.

С. разработана концепция (названная им "логика смысла"), согласно к-рой процедура смыслополагания, осуществляемая на пути от означающего к означаемому, сводится к формированию логико-смысловой конфигурации и имеет стандартный (нормативный) характер, а потому м.б. строго описана.

Согласно С., процедуры смыслополагания совершаются объективно, но нерефлективно, не осознаются без эксплицитного на них указания.

Логико-смысловые процедуры различны в разных культурах, и "собственное лицо" культуры ("морфология культуры" по Шпенглеру) в значит, степени определяется характерной для нее логикой смыслополагания.

Развитие логико-смысловой теории С. органично связано с его исследователями по сравнительной филос: расхождения между сравниваемыми системами (философов западных, рус. и арабо-мусульм.) трактуются как следствие логико-смысловых различий, для выявления к-рых используются разработанные С. методы "контрастного понимания", "взаимной переформулировки" и т.д. Результаты логико-смысловой теории применены С. при разработке концепции ист.-филос. процесса в класс. арабо-мусульм. цивилизации.

Согласно С., филос. обретает самосознание в осмыслении собственной истории, понятой универсально, а история филос. есть процесс осуществления интенций осмысления Универсума, дающих импульс развития соответствующей культуре.

Соч.: Путь к Истине: Ибн-Араби и Николай Бердяев // Параллели (Россия—Восток—Запад). Альманах философской компаративистики.

Вып.1. М., 1991; Философия Николая Кузанского и Ибн-Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока.

М., 1993; Великий шейх суффизма (опыт парадигмольного анализа философии Ибн-Араби). М., 1993; Существует ли "всемирная история", или проблема преодоления чуждости чужого // Историко-философский ежегодник—1994. М., 1995; Введение, перевод с арабского, комментарии // Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума.

М., 1995; Справедливость (опыт контрастного понимания) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения.

М., 1998; Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего ислама // ВФ. 1999. № 3; Логика смысла.

Теория и ее приложения к анализу классической арабской философии и культуры.

М., 2000.