Соколов Петр Иванович (живописец)

— исторический живописец, род. в 1753 г., умер 20 апреля 1791 г. в Петербурге.

Был крепостным человеком княгини Голицыной, которая впоследствии отпустила его на волю. 10-ти лет от роду С. поступил в число воспитанников-пансионеров Императорской Академии Художеств, где скоро оказал большие успехи в рисовании (в 1767 г. он, между прочим, получил серебряную медаль за рисунки с натуры).

Главным наставником С. в живописи был Д. Левицкий; немалое влияние на развитие художественного его таланта имел и А. Лосенко, продолжателем которого С. является во многих отношениях.

В 1770 г. получил малую золотую медаль за картину, написанную по программе: "из российской истории, о удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом". В этом же 1770 г. С. окончил курс Академии и был оставлен при ней пенсионером для усовершенствования в живописи.

В 1772 г. С. был удостоен большой золотой медали за программную картину: "Кирилл Философ греческой: по изъяснении разных вер показывает Великому Князю Владимиру завесу с изображением страшного суда". В следующем, 1773 г. С. был отправлен на казенный счет за границу, откуда неоднократно присылал Императорской Академии Художеств свои произведения.

В Риме С. работал под руководством П. Баттони и Натуара.

В 1778 г. С., за присланные из Италии картины: "Меркурий и Аргус" (находится в музее Императора Александра III в Петербурге) и "Дедал привязывает крылья Икару" (находится в музее Императорской Академии Художеств), был признан назначенным в академики.

В 1782 г. С., за представленную им Академии картину "Венера и Адонис" (находится в музее Академии Художеств), был избран в академики.

Еще с 1780 г. С. начал преподавать в Академии Художеств живопись, а в 1785 г. был возведен в звание адъюнкт-профессора.

Немногочисленные художественные работы Соколова свидетельствуют о его большом природном даровании, развитие которого остановила ранняя смерть.

По замечанию одного старинного биографа Соколова (1804 г.), "он имел большие способности к достижению имени хорошего художника и был бы отличен, если бы держался скоротечность в работах и свободности, свойственной руке Джордано, для которой был рожден.

Но, прибыв в Рим, слепо пленился манерою Помпео Батони, нимало таланту его не coответственной, а потому сделался робок в произведениях и уклонился от той стези, которую предназначала ему собственная способность...". Биография П. И. Соколова в "Северном Вестнике" 1804 г., часть I, стр. 351. — П. Н. Петров, Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за сто лет ее существования, СПб. , 1864—1866 гг. — А. Сомов, Картинная галерея Императорской Академии Художеств. I. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. , 1872 г. — А. Новицкий, История русского искусства, М., 1899—1903 гг. — Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, 1889 г. — Энциклопедическ. словарь Брокгауз-Ефрон. В. Греков. {Половцов} Соколов, Петр Иванович (живописец) (1753—1791) — исторический живописец; родился крепостным человеком княгини Голицыной и, будучи отпущен ею на волю, десяти лет от роду поступил в число воспитанников Имп. академии художеств.

Здесь главным его наставником был Д. Левицкий.

При окончании академического курса, в 1870 г., он получил малую золот. медаль за картину "Владимир и Рогнеда" и для дальнейшего своего усовершенствования оставлен при Академии пенсионером.

В 1772 г. был удостоен больш. зол. медали и в следовавшем за тем году отправлен на казенный счет за границу.

В Риме работал под руководством П. Баттони и Натуара.

В 1778 г. признан назначенным в академики за картины: "Меркурий и Аргус" (наход. в Музее имп. Александра III) и "Дедал привязывает крылья Икару" (в Музее Акад. худ.). В 1782 г., за картину: "Венера и Адонис" (в Музее Акад.), получил степень академика.

Еще пред тем, в 1780 г., начал преподавать в Академии историческую живопись.

В 1785 г. возведен в звание адъюнкт-профессора.

Вообще этот художник, в немногочисленных оставшихся после него произведениях выказал большое дарование, и если бы смерть не пресекла его деятельности слишком рано, он мог бы занять очень видное место в истории русского искусства, как продолжатель того эклектического направления, которое сообщил русской живописи А. Лосенко. {Брокгауз}