Соколов Василий (гравер черной манерой)

(Basile Sokolof), гравер черной манерой, или шварцкунстного дела мастер; вместе с Федосеевым учился y Штенглина.

Его работы почти одинакового достоинства с его учителем: 1. Портрет профессора Лейтмана, с оригинала Люттена; 1-е отпеч. без всякой подписи; 2-е с подписью; редки. 2. Портрет профессора Л. Эйлера, с ориг. Брюккера; редкий. 3. Екатерина II; копия с портрета, гравированного черной манерой гравером Дейшем (а этим последним с Чемесова). 4. С.К. Грейг; копия с гравюры Валькера, 1788 г. 5. Ахмет-эффенди.

В моем Подробном словаре портретов к его же работам отнесены мною и два портрета в. кн. Павла Петровича, №№ 15 и 103. 6. Портрет Бассы, турецкого уполномоченного, заключавшего мир с Румянцовым.

В делах академии сохранился о Соколове и Федосееве следующий запрос: "В Канцелярию Академии Наук от 1765 Мая. Его Высокородия господина Ст. Сов. и директора Академии Художеств Штелина потребно известие: грыдоровального художества ученики: Емельян Федосеев, Василий Соколов, да резного дела Баланшин какого состояния и нравов и какое кто в своем художестве знание имеет, и первые два Федосеев и Соколов прибавки жалованья достойны ли, a Баланшина можно ли от Академии уволить или для поощрения его учинить же прибавку в жалованье". На что Штелин отвечал: "Я уже давно представлял двух первых о прибавке; они хорошо разумеют свое художество, a получают жалованья почти наравне с дворниками.

Баланшин просит увольнения, потому что он при Академии не может иметь куска хлеба — он частными работами может заработать вчетверо более". Соколов и Федосеев, по всей вероятности, во второй половине XVII века перебрались с учителем своим Штенглином в Москву и работали с ним на фабрике М. Артемьева (см. Штенглин). {Ровинский}