Страхова Варвара Ивановна

(по мужу Эрманс) [1875, Тифлис — 1959, Париж (?)] — арт. оперы (меццо-сопрано и контральто).

Пению обучалась в Тифлисе у Д. Усатова (здесь же с 1893 выступала на оперной сцене с Ф. Шаляпиным), в 1895—97 — в Петерб. конс. (кл. К. Ферни-Джиральдони).

В 1898—1900 выступала в Моск. частной рус. опере С. Мамонтова, в 1906—07 — в моск. Опере С. Зимина.

Обладала небольшим голосом красивого тембра, ярким сцен. дарованием.

Один из критиков писал: "Какую редкую оперную артистку имели бы мы, если бы вокальные средства Страховой соответствовали ее художественному темпераменту, ее красивой внешности.

Стоит вспомнить, что с этим слабым, неблагодарным голосом она заслонила на время даже могучую фигуру Досифея (Ф. Шаляпина. — А. П.) и в последнем акте произвела такое потрясающее впечатление, которому позавидовали бы даже прославленные драматические артисты.

Да! драма — настоящее место для этого богатого таланта" (РМГ. 1898. № 3. С. 289). 1-я исп. партий: Нежаты ("Садко"), Власьевны ("Боярыня Вера Шелога"), Дуняши ("Царская невеста"), Бабарихи ("Сказка о царе Салтане"), Ненилы ("Илья Муромец"); в Москве — Федора ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова).

Лучшие партии: Федор ("Борис Годунов"; "создала прекрасный сценический образ", отмечал П. Мамонтов), Марфа ("Хованщина"), Басманов ("Опричник"), Нежата, Марьям, Авра. Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня и Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ольга ("Евгений Онегин"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Изяслав, Кончаковна, Ангел; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Зибель, Паж Урбан, Азучена, Амнерис, Кармен.

Партнеры: Н. Мутин, А. Пасхалова, А. Секар-Рожанский, С. Селюк-Рознатовская, Ф. Шаляпин, В. Шкафер.

Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, С. Рахманинова, С. Самосуда, И. Труффи, Э. Эспозито.

С детских лет начала и в течение жизни поддерживала дружеские отношения с Рахманиновым, была дружна также со многими художниками, в т. ч. с К. Коровиным.

После 1917 жила в Париже, где преподавала.

Соч.: Пение. — Париж. 1946. Лит.: Воспоминания о С. В. Рахманинове.

В 2 т./ Сост., ред., коммент. и предисл.

З. Апетян. — М., 1974. Т. 2. С. 21—25, 174; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С 164—165.