Суркова Людмила Вениаминовна

(р. 12.09.1951) — спец. по онтологии и теории познания; д-р филос. наук, доц. Род. в Ульяновске.

Окончила ист.-филол. ф-т Ульяновского гос. пед. ин-та (1972), заочную асп. филос. ф-та МГУ (1981). С 1974 по 1987 работала на кафедре филос. Ульяновского политехн. ин-та. С 1989 — ст. преп., с 1994 — доц. МГУ (Ин-т гос. управления и соц. иссл., кафедра филос. и методологии науки). Докт. дисс. — "Парадигма техницизма в цивилизационном процессе" (1997). Гл. своей задачей С. ставит создание совр. концепции техницизма не только как способа мышления, но как парадигмы сознания, с учетом новой, некласс. традиции философствования XX столетия.

Согласно данной концепции, осн. традиц. программы иссл. техницизма соответствуют трем гл. способам "представленности" техники в мире и могут быть определены как идеол., социокультурная и гносеол.

Различие их методол. принципов состоит в том, что техника рассматривается: а) как инструмент, материальный посредник между человеком и природой; б) как способ организации жизни социума; в) как способ познания.

Адекватным основанием для разработки новой концепции иссл. техницизма выступает идея соотношения класс. и некласс. подходов к пониманию природы и структуры сознания.

При этом появляется возможность раскрытия многомерности творч. процессов сознания субъекта цивилизац. процесса через рассмотрение смыслового континуума сознания в виде "поля оппозиций". Некласс. пониманию природы и структуры сознания соответствует новое определение методол. фундамента техницизма — технол. редукционизм.

Оно базируется на понимании техницизма не только как способа мышления, но и как парадигмы сознания.

С этих позиций техницизм предстает как редукционистская, инструментально-технол. парадигма сознания, в основе к-рой — технологически обусловленная редукция сознания к его рефлексируемым формам.

Т. о., выявляется филос., эвристический смысл понятия "техницизм" как одного из объяснительных принципов сознания субъекта цивилизац. процесса.

Предлагаемая интерпретация техницизма как технол. редукционизма соответствует логике развития иссл. техногенной цивилизации в XX в. Это соответствие прослеживается в тенденциях "снятия" жесткой противопоставленности: а) человека и "материальной" техники; б) человека и техники как инструмента познания.

Техницизму как технологизации познания противопоставляется идея "когерентности" инструментальных и целевых моментов познания.

Роль парадигмы техницизма в цивилизац. процессе обусловлена не только развитием техники в ее традиц. понимании, но также эволюцией технол. (=редуцирующей) компоненты сознания, ее все большей ассимиляцией цивилизацией.

Парадигма техницизма создает постоянную реальную возможность "взрывного" варианта развития цивилизации.

Соответственно, роль предлагаемой интерпретации техницизма как технол. редукционизма проявляется в нахождении и "снятии" конкретных ист. форм технол. редукции.

Соч.: Технократизм: социокультурный феномен.

М., 1992; Этика современной науки. [В соавт.] // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4; О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма. [В соавт.] // В. МГУ. Сер."Философия". 1998. № 3; Парадигма техницизма в цивилизационном процессе.

М., 1998.