Свасьян Карен Араевич

(р. 02.01.1948) — спец. по истории филос. и культурологии, переводчик; д-р филос. наук, проф. Окончил Ереванский гос. ун-т (1970). Докт. дисс. посвящена анализу филос. Э.Кассирера (1981). Работал вед. н. с. Ин-та филос. и права АН Арм.ССР и одновременно преподавал на филос. ф-те Ереванского гос. ун-та. В 1993—1994 — лауреат премии им. А.Гумбольдта (Бонн). В 1997 — приглашенный проф. Инсбрукского ун-та (летний семестр) на ф-тах филос. и теории литературы (курсы по теории познания, теории символизма и лит. перевода).

С 1993 живет и работает в Базеле (Швейцария).

Сост., ред. и один из переводчиков двухтомного собр. соч. Фридриха Ницше, вышедшего в сер."Литературные памятники" в Москве в 1990; автор примечаний к этому изд. Переводчик и автор комментариев кн. О.Шпенглера "Закат Европы.

Очерки мифологии мировой истории". T.I. M., 1993. Филос. воззрения С. соотносят историю филос. и культуры с филос.-антропологич. проблематикой.

Сама история филос. рассматривается при этом как история судеб сознания, но не в гегелевско-феноменологич. аспекте сознания вообще, а скорее в смысле некоей последовательно и на более высоком дух. уровне продолженной естественной истории творения Э.Геккеля.

Понятая так филос., от досократиков и Платона до Гартмана, Штирнера и Ницше, имеет целью не осмысление мира, а — через последнее — самооткровение и саморазвитие человеч. индивидуальности.

Если венцом творения в смысле эволюционной теории являлся человек как биол. особь, то неизбежно встает вопрос о венце творениия в человеке как таковом.

Этот вопрос: что в самом человеке кульминирует собственно человеч., как собственно человеч. кульминирует чисто природное? — указывает единственно на мышление.

Мышление есть (духовно) высшее в человеке, подобно тому как (биол.) человек есть высшее в природе.

История филос. примыкает в этом смысле к истории творения и продолжает ее. Это значит: если эволюционная теория (тематически) принадлежит к истории филос., то лишь потому, что и история филос., в свою очередь, принадлежит (онтол.) к эволюции как наивысшая и совершенная ступень ее. В продолженной т. о. и выведенной в дух. антропогении: человек как высший член природы, мышление как высший член человека, решающим оказывается последний вопрос, где антропогенез естеств. истории Геккеля, переросший в пневматогенез истории филос. как таковой, корректируется и потенцируется в абсолютном индивидуализме Макса Штирнера.

Если мышление есть высшее в человеке, то путь эволюции после Штирнера, для к-рого человек — это либо пустое слово, либо конкретный имярек, заостряется в вопрос: Чье мышление? Ответ имманентен решению центр. проблемы истории философии от Парменида до Сартра: мышление философа, к-рый сумел бы преодолеть hiatus между мышлением и бытием, между эссенцией и экзистенцией, между тем, что он мыслит, и тем, что он есть. Поиск такого философа, определяющий весь круг философских интересов С. привел его, после долгих блужданий по историко-философскому пространству (осн. этапы: Гераклит, Платон, Аристотель, Ориген, неоплатонизм, Абеляр, Фома, Декарт, Лейбниц, Кант, нем. идеализм, Штирнер, Гартман, Ницше, Гуссерль), к мировоззрению Рудольфа Штейнера, в к-ром его "филос" судьба, по признанию С., совпала с его "частной" судьбой.

Соч.: Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона.

Ереван, 1978; Проблема символа в современной философии.

Ереван, 1981; Философское мировоззрение Гете. Ереван, 1983; Голоса безмолвия.

Рильке, Валери, Блок, Чаренц, Нарекаци, Гете. Ереван, 1984; Феноменологическое познание.

Пропедевтика и критика.

Ереван, 1987; Человек как творение и творец культуры // ВФ. 1987. № 6; Судьба математики в истории познания Нового времени // ВФ. 1989. № 12; Философия символических форм Э.Кассирера.

Ереван, 1989; Иоганн Вольфганг Гете. М., 1989; Становление европейской науки. Ереван, 1990; Фридрих Ницше: мученик познания // Фридрих Ницше. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1990 (Вступительная статья);

Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы.

Очерки морфологии мировой истории.

Т.1. М., 1993 (Вступ. статья); Unterwegs nach Damaskus. Zur geistigen Situation zwischen Ost und West. Stuttgart, 1993; Die Karl Ballmer-Probe. Sieden, 1994; Europa, quo vadis? Zur Geschichte eines nahenden Zusammenbruchs. Dornach, 1996; Der Untergang eines Abendlanders. Oswald Spengler und sein Requiem auf Europa. Berlin, 1998; Ницше, или как становятся Богом. Две вариации на одну судьбу.

Ереван, 1999.