Тарновская Олимпиада Владимировна

(по первому мужу Филоненко-Бародич) [24. (5.8.). 1888 (в нек-рых источ. 1890), Саратов — 1964, Ленинград (?)] — арт. оперы (меццо-сопрано), оперетты, камерная певица.

Жена С, Мельникова.

Род. в семье бухгалтера, с трех лет осталась сиротой, С десяти лет обучалась в муз. школе, затем окончила Саратов, муз. уч-ще по кл. ф-п. В 1905— 07 работала концертмейстером.

С 1907 жила в Москве, где до 1909 занималась на философском ф-те Высших женских курсов В. Герье и одновременно брала уроки пения у С. Логиновой, С 1909 пела в оперной студии (оперные партии готовила под рук. дирижера Н. Миклашевского).

В 1912— 13 обучалась пению в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. А. Успенского).

В 1919—25) выступала в Екатеринбурге.

В 1914—17 гастролировала в Перми, Смоленске, Курске, Минске, Риге, Владивостоке, Харбине.

В 1917 в Москве выступала в концертах для красногвардейцев и в том же году была принята в труппу Оперного т-ра Совета рабочих и солдатских депутатов (быв. Опера С. Зимина).

Весной 1918 дебютировала в партии Кармен на сцене моск. Нар. дома. В 1919 вновь пела на сцене Оперного т-ра. В 1920—50 солистка петрогр.

ГАТОБа (позднее Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова), одновременно принимала участие в спектаклях МАЛЕГОТа.

В 1925 в течение двух мес. совершенствовалась в вокальном искусстве в Италии.

Обладала сильным, ровным голосом, сцен. дарованием.

Репертуар певицы включал св. 60 партий. 1-я исп. партий: Знахарки ("Черный Яр"), Комарихи ("Щорс" Г. Фарди, 1-я ред.); в Екатеринбурге — Колдуньи ("Гензель и Гретель"); в СССР — Старой женщины ("Дальний звон"), Смеральды ("Любовь к трем апельсинам"), Долорес ("Испанский соловей"). Лучшие партии: Марфа ("Хованщина"). Любаша ("Царская невеста"), Любава, Лель, Груня ("Вражья сила"). Графиня ("Пиковая дама"), Азучена, Ульрика, Кармен.

Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"). Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Федор и Хозяйка корчмы ("Борис Годунов"), Кончаковна.

Ткачиха, Весна-красна, Амелфа, Ганна ("Майская ночь"), Солоха ("Ночь перед Рождеством"), Ольга ("Евгений Онегин"), Полина и Мизовзор ("Пиковая дама"), Басманов ("Опричник"): Зибель, Гедвига, Эболи, Маддалена, Мистрисс Куикли, Дульцинея, Сузуки, Никлаус, Магдаллена, Вельгунда ("Золото Рейна"). Партнеры: П. Андреев, Н. Большаков, П. Журавленко, П. Курзнер.

Исп. также роли в опереттах "Веселая вдова" Ф Легара. "Гейша" С. Джонса, "Ночь любви" В. Валентинова. "Прекрасная Галатея" Ф. Зуппе. Выступала с сольными конц. программами и в симф. концертах п/у А. Глазунова, М. Ипполитова-Иванова, О. Клемперера (цикл из произв.

Бетховена, сезон 1926—27), Э. Купера.

Пела с Орк. рус. нар. инструментов им. В. В. Андреева.

В 1926 участвовала в концерте Ассоциации сов. музыки, где впервые исп. произв.

М. Штейн берга (песни на текст Р. Тагора "Девушка и путник" и "Заклинание Астарты" из драм. поэмы "Небо и земля"). Репертуар включал также произв.

Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Малера.

Р. Штрауса, С. Танеева, А. Гречанинова ("Детские песни"; исп. под аккомпанемент автора), С. Василенко ("Ее монолог", "Тар", "Заклинание сна"). В концертах певице аккомпанировали М. Бихтер, В. Ульрих и др. Искусство певицы высоко ценил Б. Асафьев.

В 1949— 56 преподавала в Ленингр. муз. уч-ще им. М. П. Мусоргского; позднее работала педагогом в худож. самодеятельности.

Вела общ. работу: была депутатом районного Совета, членом обкома союза РАБИС, пред, военно-шефской комиссии ГАТОБа.

Соч.: Автобиография (рук.) — в ЛГТМ; То же.— в ЛГАЛИ, ф. 337. оп. 2, ед. хр/347. Лит.: Музалевский В. О. В. Тарновская //Жизнь искусства. 1925. № 6. С. 14; Олимпиада Владимировна Тарновская // За сов. искусство. 1939. № 26. С. 2.