Терьян-Корганова Елена Иосифовна

(Курганова; наст. имя, отчество и фам. Эгинэ Овсеповна Терьян-Корганян) (1864, Тифлис. — ?, Франция) — арт. оперы (лирико-драм. сопрано и меццо-сопрано), камерная певица и педагог.

Сестра Н. Коргановой (Дариали), М. Коргановой (Светаде), И. Корганова, К. Корганова.

Пению обучалась в Петербурге, затем совершенствовалась в Париже у М. Маркези и П. Виардо, позднее в Италии.

Выступала в различных оперных т-рах Европы (в основном в Италии), где пела вместе с М. Баттистинн, А. Мазинн, Я. и Э. Решке. В России дебютировала 19 апр. 1884 в петерб.

Итал. опере в партии Розины ("Севильский цирюльник" Дж. Россини, пела здесь эпизодически).

С 1889 постоянно выступала на оперных сценах Петербурга (Панаевский т-р. Мариинский т-р), Москвы (антр. М. Медведева, 1903), Тифлисе (1894— ?), Киева (1900. гастроли антр. А. Церетели), Харькова (1899—1901, антр. А. Церетели).

Казани (1901), Воронежа, Н. Новгорода.

Одессы. Обладала красивым, хорошо обработанным, редким по диапазону голосом, худож.-артистическим дарованием и высокой культурой исп. 1-я исп. партий в Киеве — Ярмнлы ("Лесной царь"); в Харькове — Лизы ("Пиковая дама"), Аиды. Сантуццы, Кармен, Миньон, Виолетты.

Лучшие партии: Кармен (в этой роли певица не имела себе равных на рус. сцене), Амнерис, Виолетта, Джильда, Амелия, Церлина ("Фра-Дьяволо"), Мими ("Богема"), Лейла. Др. партии: Маргарита ("Фауст"), Рахиль ("Жидовка"), Леонора ("Трубадур"), Эльвира ("Эрнани"). Манон. Партнеры: А. Боиачич, А. М. Давыдов, М. Максаков.

В. Севастьянов, И. Тартаков.

И. Томарс, Д. Южин. Пела п/у Э. Направника, В. Сука. Оставив в 1904 оперную сцену, выступала в концертах (неоднократно в ансамбле с братом — пианистом и композитором Г. Коргановым), в к-рых исп. романсы А. Рубинштейна и П. Чайковского, а также произв. зарубеж. композиторов на яз. оригинала.

Гастролировала с концертами в Вене (1906), Риме (1907). Т.-К. была известна и как выдающийся вокальный педагог.

В 1890-х гг. открыла вокальную студию, с 1904 преподавала в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонического общества, позднее — в Петерб. конс. После 1917 жила в Париже, где преподавала в конс. Среди ее учениц —З. Годовская, К. Держинская, Е. Катульская, А. Матова, А. Пасхалова.

В своей пед. деят-сти уделяла большое внимание развитию техники дыхания, дикции, филировке звука. драм. актриса О. Пыжова, бравшая у нее уроки в Париже, вспоминала: "Ее знал весь артистический Париж и особенно почитали актеры.

Комеди Франсэз". Она не только учила, не только ставила голос, она лечила, исправляла дефекты"*. Лит.: 30 лет сценической деятельности Е. И. Терьян-Коргановой // Театр. газета. 1914. № 17. С. 8; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 124—125; Грошева Е. К. Г. Держинская. — М., 1952. С. 16—23; Корганов В. Д. Статьи, воспоминания, путевые заметки, библиография. — Ереван, 1968. С. 326: Елена Климентьевна Катульская / Ред.-сост. Е. А. Грошева. — М" 1973. С. 72—74: Пыжова О. И.* Признание // Театр. 1974. № 8. С. 87: Татсвосян А. Г. Страницы из истории русско-армянских музыкальных связей. — Ереван, 1977. С. 65—66. 117— 124 (на арм. яз.); Арзуманян А. Арагац.

Очерки и рассказы. —М.. 1979. С. 236.