Тихон Воинов

(в миру Тимофей Васильевич) — митрополит крутицкий, а потом казанский, родился в Нижнем-Новгороде 21 февраля 1655 г.; постригся 8 апреля 1677 г. в патриаршем Благовещенском монастыре.

Некоторое время состоял патриаршим ризничим, а 3 апреля 1692 г. посвящен был в архимандриты Спасо-Преображенского, Московской епархии, монастыря. 21 апреля 1695 г. Т. рукоположен был в митрополита крутицкого (сарского и подонского), а 23 марта 1699 г. переведен был в Казань митрополитом казанским и свияжским.

В Казанской епархии им много было сделано для обращения в православие инородческих языческих и магометанских племен, главным образом черемисов; он вел также усиленную борьбу с расколом, который был сильно распространен в его епархии.

В январе 1724 г. Т. просил синод об увольнении его, за старостью и болезнями, от заведования всякого рода сборами и исполнения по различным указам, относящимся до управления епархии, что и было синодом уважено.

Скончался Т. 24 марта 1724 г. и погребен в Казанской соборной церкви.

Завещанием он отказал большую часть своего имущества на построение храмов и монастырей.

П. Строев, "Списки архиереев и настоятелей монастырей российской церкви", СПб., 1887, стр. 144, 396, 1036. — "Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православных исповеданий Российской империи", СПб. 1879, изд. 2-е, т. І, стр. 31, № 212315. — "Описание документов и дел, хранящихся в архиве св. Синода", т. І, стр. 129—130, 142, 170, 182, 364—368, 433, примеч. I, 588 ж, з; 606—607, 690, 523, CCCV — CCCXIV; т. II, ч. 1, стр. 368, № 228; стр. 97, № 65, примеч.; стр. 648, № 480, прим.; стр. 677, № 491; стр. 771, № 528; стр. 1031, № 678, прим.; стр. 1123, № 734, прим.; CCLXXI, 67; ССХСVIIІ, 122; CCLXXIV, 115; т. II, ч. 2, стр. 49, № 815; стр. 66, № 836; стр. 606, № 1248; т. 3, стр. 199, № 173; стр. 200, № 174; стр. 222, № 202; стр. 305, № 318; стр. 441, № 433; стр. 460, № 443; стр. 663, № 611; т. IV, стр. 30. № 25; стр. 173, № 176; стр. 535, № 522; стр. XX — XXXII; т. V, стр. 28, № 11; стр. 407, № 250; т. VII, стр. 88, № 77. {Половцов} Тихон Воинов (Тимофей Васильевич) — митрополит Казанский и Свияжский.

Родился 21 февраля 1655 года в Нижнем Новгороде. 8 апреля 1677 года пострижен в монашество в патриаршем Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде. 3 июля 1679 года назначен патриаршим ризничим. 22 февраля 1692 года рукоположен во иеромонаха, а 3 апреля того же года возведен в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря. 21 апреля 1695 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита. 25 марта 1699 года переведен митрополитом Казанским и Свияжским.

Скончался 24 марта 1724 года. Погребен в соборной Казанской церкви.

При назначении на Казанскую кафедру митрополита Тихона царь Петр I поставил перед ним задачу начать миссионерскую работу среди инородцев, прежде всего царь имел в виду черемисов (марийцев), которые активно участвовали в восстании Степана Разина.

Первыми миссионерами были священник Феодор Раифский и его сын, молодой иеромонах Алексий, оба они владели языком черемисов.

В 1701 — 1705 годах миссионерам удалось близ Казани крестить 3500 черемисов, для которых было сооружено семь храмов.

В 1709 году митрополит основал в Казани первую школу для сыновей новокрещенных, которую посещали 32 ученика, в большинстве своем чуваши.

По Часослову их обучали русской письменности, а также церковному пению. Митрополит надеялся, что таким образом сможет воспитать и дать начальное образование клирикам, знающим языки инородцев.

В период его управления Казанской епархией были крещены еще 438 черемисов.

Для усиления миссионерской деятельности митрополит Тихон между 1720 и 1724 годами восстановил запустелый Юнгинский Спасский монастырь, который позднее стал одним из центров миссионерской деятельности. 2 ноября 1722 года царь Петр I издал указ об освобождении новокрещенных от рекрутчины, затем последовал дополнительный указ Сената, освободивший новокрещенных черемисов на три года от налогов.

Митрополит Тихон писал царю и Святейшему Синоду о необходимости большего числа школ и сельских церквей.

Для этого нужны были средства, которых казна выделяла крайне мало. Собственных денег епархии не хватало из-за возросших в связи со шведской войной государственных налогов.

Ежегодное пособие в 1000 рублей, выделенное Сенатом 1 сентября 1720 года на школьные нужды, перестало поступать уже в следующем году. Из синодальных средств митрополит Тихон получил для миссии лишь 666 рублей, сумма совершенно недостаточная.

Ранее он уже сообщал Святейшему Синоду, что 30000 старокрещенцев, т. е. потомков татар, принявших крещение в XVI и XVII веках, не имели ни священников, ни храмов, из-за чего многие семьи отпали от Православия.

Как выход из создавшегося положения митрополит Тихон предложил Святейшему Синоду насильственные меры, например запрет погребений на мусульманских кладбищах и разрушение этих кладбищ.

Далее, говорил митрополит, надо определить детей из этих семей в школы и основать новые, а главное — государственная власть должна поддержать миссионерство всеми средствами.

Этот жесткий план осуществлен не был. В Казанской епархии митрополит Тихон вел также усиленную борьбу с расколом, который был сильно распространен в его епархии.

Святитель остался в памяти знавших его как архипастырь благочестивый, заботливый о благе своей паствы.

Отличался любовью к храмоздательству.

В Нижнем Новгороде над гробом родителей выстроил Благовещенский собор. Большую часть своего имущества он завещал на построение храмов и монастырей.

Исполняя указ царя Петра I о заведении школ при архиерейских домах и монастырях, митрополит Тихон собрал более пятидесяти учеников и открыл при Казанском Феодоровском Троицком монастыре школу, которая по регламенту должна была содержаться за счет монастырей.

Но монастыри не скоро стали доставлять содержание школе, преосвященный же одними своими собственными доходами не мог содержать всех учеников.

Поэтому они вскоре были распущены, осталось только пять человек.

К основным реформам Петра I митрополит Тихон, как и многие представители древней русской иерархии, относился неблагосклонно, но поддерживал царя в его реформах, способствующих укреплению Российского государства, жертвуя денежные суммы на содержание войск. Литература: Леонид (Кавелин), иеромонах.

История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876, с. 106,107. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 243. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 599. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 144, 289,1036. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 1. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православных исповеданий Российской империи. — 2-е изд. — СПб., 1879. — Т. 1, с. 31, № 212315. Сказание о чудотворной иконе Божией матери Грузинской. — СПб., 1886, с. 65. Известия по Казанской епархии. —1888, № 13, с. 325; № 18, с. 596—597. — 1899, № 15, с. 702, 703, 705, 710. — 1902, № 6, с. 264—266. — 1907, № 42, с. 1312. Православный собеседник. — Казань, 1900, апрель, с. 473. — 1901, январь, с. 17—19. — 1907, сентябрь, с. 419, 420, 433; ноябрь, с. 698. — 1915, июль-август, с. 397. — 1858, август, с. 565—566. — 1859, май, с. 86—88. Самарские епархиальные ведомости. — 1878, № 22, с. 454. Симбирские епархиальные ведомости. — 1898, № 17, с. 6. — 1901, № 4, с. 131. Русская старина. — СПб., 1887, июль, с. 2. — 1907. — Т. 130, с. 90. Русский архив. — М., 1899. — Кн. 2, № 6, с. 360. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 707. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1138. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 20, с. 580. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 144. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 40, 49. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917 // Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 1, с. 63; ч. 2, с. 213—214. Тихон Воинов (Тимофей Васильевич) — митропол. крутицкий с 1695 г. и казанский с 1699 г.; род. 21 февр. 1655 г., † 24 марта 1724 г.; бывший архим. Новоспасским с 3 апр. 1692 г. {Половцов}