Тимофеев Илья Семенович

(р. 08.08.1923) — спец. по теории познания, методол. и филос. науки. Род. в с. Унароково Краснодарского края. Участник Великой Отеч. войны. В 1946—1954 — студент, затем асп. филос. ф-та МГУ. В 1954—1974 — ст. преп., доц., проф. кафедры филос. АН СССР. С 1974 — в ИИЕТ АН СССР (РАН): ст. н.с, зав. сектором общей истории естествознания и методол. ист.-науч. иссл., вед. н. с. Докт. дисс. — "Методологическое значение категорий “качество” и “количество”" (1973). В трудах Т. разрабатываются филос.-методол. проблемы качественного и количественного методов, выявляются генеральные абстракции и осн. процедуры, образующие основы методов, в результате чего предлагаются формулировки и решения проблем сущности методов, многообразия форм их применения в обыденном и науч. познании, а также формулировки пределов рациональной применимости качественного и количественного подходов (в частности, процедур счета и измерения).

Результаты опубликованы в монографии (1972) ив сер. статей.

В дальнейшем внимание Т. сосредоточено на филос.-методол. проблемах ист.-науч. иссл. Изучены осн. тенденции в историографии естествознания, изменения в понимании предмета, методов и целей ист.-науч. иссл. в XX в., намечены перспективы их дальнейшего развития.

Изучен опыт применения принципов моделирования в истории естествознания и техники.

Проблемы моделирования проанализированы в трех качественно разл. аспектах: моделирование как метод рациональной реконструкции прошлых событий и процессов; принципы моделирования как средства концептуализации ист. иссл.; моделирование как предмет комплексных ист. иссл. Расширение применения принципов моделирования привело к возникновению модельной концепции науки. Проанализированы возможности аксиол. подхода к историографии науки, выявлены глубинные основания дегуманизации естествознания в самом ист. развитии понимания науч. рациональности, не преодоленные и в посткласс. период, в связи с чем становится более ясной необходимость гуманизации и гуманитаризации не только историографии науки, но и самого естествознания.

Выявлен метод различения "современное—прошлое" и показано его значение в построении типичных периодизаций развития математики, физики, химии. Т. — ред. многих колл. и индивидуальных монографий, сб. ст. по филос. и истории науки, в т.ч. серии сб. на нем. яз. по теме Methodologische Probleme der Wissenschaftsforschung, "Принципы историографии науки: теория и история" и др. Соч.: Операции счета и измерения как переход от качества к количеству в познании // ФН. 1962. № 4; Элементарные формы познания качества количественными методами // ВФ. 1963. № 12; Роль сравнения в качественном и количественном методах // ФН. 1972. № 1; Методологическое значение категорий "качество" и "количество". М., 1972; Гуманизация истории естествознания // Гуманизм и развитие культур.

София, 1980; Изменения в понимании предмета историке-научных исследований // ВИЕТ. 1981. № 2; Предисловие, разделы "Методологическое значение изменений в понимании предмета историко-научных исследований" и "Рационализация и некоторые проблемы концептуализации историко-научных исследований" // Методологические проблемы историко-научных исследований.

М., 1982; Проблема концептуализации историко-научного знания // Методология развития научного знания.

М., 1982; Принципы моделирования как средство концептуализации историко-научных исследований // Там же. 1987. № 4; Гуманизация историографии естествознания.

Аксиологический аспект // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990; Введение и глава первого раздела "Развитие науки как историческая реальность" // Принципы историографии естествознания: теория и история.

М., 1993; Метод различения "современное—прошлое" и его значение для периодизации развития науки // ВИЕТ. 1993. № 4; Модель как предмет исторического исследования // ВИЕТ. 1995. № 2; Релятивность демаркации "современное—прошлое" в историографии естествознания // Архив истории науки и техники.

М., 1997.