Толстой Дмитрий Алексеевич

род. 20 янв. 1923 в Берлине.

Композитор.

В 1943—1944 обучался в Моск. конс. по кл. композиции В. Я. Шебалина и по кл. ф-п. — В. В. Софроницкого.

В 1947 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции Б. А. Арапова (ранее учился у П. Б. Рязанова и М. О. Штейнберга и по кл. ф-п. у А. Д. Каменского), в 1950—здесь аспирантуру по композиции (рук. Д. Д. Шостакович).

Преподаватель Муз. школы им. Н. А. Римского-Корсакова (1951—1952), Ленингр. конс. (с 1967, с 1977 доцент).

Соч.: оперы — Марюта-рыбачка (по повести Б. Лавренева "Сорок первый", Пермь, 1960; 2-я ред. Повесть об одной любви, Ленинград, 1965), Маскарад (по драме М. Лермонтова, либр. собств. и В. Мануйлова, Пермь, 1957), Русский характер (по рассказу А. Н. Толстого, телевизионная, Ленингр. студия телевидения, 1966), Гранатовый браслет (по рассказу А. Куприна, 1973), Капитанская дочка (по повести А. Пушкина, 1976); балеты Нунча (по сказке М. Горького, Ленинград, 1964), Аэлита (по А. Н. Толстому, 1966); для солистов, хора и симф. орк. — кантата Поэма о Ленинграде (сл. Л. Хаустова и О. Шестинского, 1957); для симф. орк. — симфония "Дума о Родине" (1974); Концерт для ф-п и орк. (1968), Концерт для гобоя и орк. (1976), Концерт для кларнета и орк. (1978); струн. квартеты: I (1969), II (1972), III (1976), IV (1976), V (1979); для скр., влч. и ф-п. — Трио (1965); для скр., альта и влч. — Трио (1962); для скр. и ф-п. — Ария (1945), Танцы Аэлиты (фантастические пьесы, 1962), Сонаты: I (1971), II (1978); для ф-п. — Большие вариации на тему Р. Шумана (1942), сонаты I (1943), II (1951), III (1958), IV (1962), V, VI, VII (1974), VIII (1975), IX (1975), X (1977), XI (1977), XII (1977), XIII (1977), XIV (1977), XV (1977), XVI (1978), XVII (1979), XVIII (1979), XIX (1979), XX (памяти М. О. Штейнберга, 1979), XXI (памяти П. Б. Рязанова, 1979), XXII (1979), XXIII (1980), XXIV (1980); Двадцать четыре прелюдии (памяти В. Софроницкого, 1961), цикл Сказки Андерсена (1962); для голоса и ф-п. — романсы, песни, в т. ч. циклы на cл. А. Пушкина (1945), Родина (сл. А. Прокофьева, 1948), Пять романсов на cл. М. Лермонтова (1952), Жизнь поэта (сл. М. Лермонтова, 1959), Шесть английских народных песен (1960), Пение ветров (сл. Н. Заболоцкого, 1961), Времена года (сл. Н. Берендгофа, 1962), Шесть песен на cл. Л. Хаустова. и В. Григорьева (1966), Вечерний свет (сл. Ф. Тютчева, 1966), Дорога (18 романсов, cл. Н. Крандиевской-Толстой, 1973); для солистов и хора — кантата Весенняя победа (сл. А. Суркова, 1946); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Дон Карлос" Ф. Шиллера (Ленинград, Новый театр. 1950), "Вперед, отважные!" А. Зака и И. Кузнецова (Ленингр.. ТЮЗ, 1952), "Тени" М. Салтыкова-Щедрина (Ленинград, Новый театр. 1952), "Анджело" В. Гюго (Ленинград.

Гастрольный т-р, 1953), "Дело" А. Сухово-Кобылина (Ленинград, Новый т-р, 1954), "Свадьба Кречинского" А. Сухово-Кобылина (Ленинград, Т-р комедии, 1966). "Звонок в пустую квартиру" Д. Угрюмова (Ленинград, Т-р комедии, 1967), "Пламя Пуэрто-Соридо" Е. Мина и А. Минчковского (Ленингр.

ТЮЗ, 1962); музыка к кинофильмам, в т. ч. "Дон Сезар де Базан" (совм. с Г. Свиридовым, 1957), "Дорога уходит вдаль" (1959), "Чужая беда" (1960), Веревочка (1961).